|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Психосинергетика |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 3 из 3 Иными словами, психосинергетика выходит за пределы как гносеологического, так и онтологического (бытие человека) круга собственно психологических проблем и ставит в центр проблемы становления человека как самоорганизующейся психологической системы. Почему психологической? Потому что никакая другая наука это системное единство духа и материи под названием «многомерный мир человека» не изучает и изучать не будет. Все, чего коснулся дух, останется прерогативой нашей науки. Не сталкиваются с такими многомерными реальностями никакие другие науки, как не сталкиваются с ними и отработанные в этих науках методологические и методические аппараты. Если сама синергетика возникала и развивалась на основе изучения самоорганизации в достаточно простых открытых, нелинейных системах (физических, биологических), то психосинергетика изначально была связана с метасистемами, т.е. системамипредельно сложными, совмещенными. Таковыми и являются люди, человек вообще как био-социо-культурное явление. Поэтому, ориентируясь на общие законы и принципы самоорганизации, психосинергетика вышла за пределы сложившегося в традиционной синергетике понимания сущности этих законов и принципов. Главное достижение психосинергетики заключается в том, что именно в ней был сформулирован закон ограничения взаимодействий как основы, на которой держится миропорядок. Новый взгляд на человека как самоорганизующуюся психологическую систему позволяет сформировать новые представления о механизмах его развития, становления, деформации, распада. Вместе с тем синергетика — это не новая наука, которая, будучи приложена к психологии, превращает ее в психосинергетику (прикладную синергетику). Вряд ли введение в категориальный аппарат науки таких понятий, как «точки бифуркации», «аттракторы», «дессипативность» и т.д. сможет как-то позитивно изменить язык науки, который и без того является достаточно «смутным» (Л.С.Выготский). Синергетика является выражением уровня системности мышления, к которому поднимаются представители совершенно разных наук. Связующим звеном является обнаруживаемое на самом различном исследовательском материале проявление всеобщих закономерностей, намекающих на наличие некоего принципа, определяющего порядок и гармонию в Космическом Универсуме. Этот принцип проявляет себя особым образом и в различных формах на разных уровнях организации материи, но везде приводит к постановке вопроса о том, каким образом из хаоса возникает порядок. Хаос — это равновероятность будущего. Не всякое будущее осуществимо — об этом говорит закон ограничения взаимодействий. Будущее присутствует в настоящем и тем детерминирует его. Это и есть идея становления — в отличие от идеи развития. Хаос — возможность взаимодействия всего со всем, невозможность такого взаимодействия — гарантия порядка, т.е. основа самоорганизации. Новые взгляды на эволюцию, развитие, привносимые синергетикой, несут в себе громадный (и пока еще не востребованный в полной мере) потенциал, овладение которым гарантирует интеллектуальное преимущество, заключающееся в способности (как общества, так и его отдельных членов) влиять на собственную эволюцию, выбирать пути развития. Такие понятия, как «самоопределение», «самореализация», «саморазвитие», наполняются реальным смыслом. Тенденция развития научного мышления, идущая по линии «метафизика — диалектика — синергетика» не оборвется на синергетике. Она продолжится через конкретизацию в пока недоступных нам механизмах метасистемного мышления. Нам же предстоит ассимилировать этот временный предел научной мысли как опору для ее дальнейшего движения. Причем ассимилировать не на простых системах, где взаимодействие со средой обеспечено фактом однопорядковости, однородности, относительной тождественности системы и ее среды, когда запрограммирована случайность встречи явлений и сущностей, не являющихся в полной мере противоположностями, приводящая каким-то образом к порядку. Психосинергетике предстоит объяснить, каким образом детерминирована, обусловлена сама возможность взаимодействия живого и неживого, материи и духа, психического и физического, открыть причину их взаимодействия и его порождающий эффект. С моей точки зрения, не столько психология нуждается в синергетике, в проекции этих идей в новоедля них предметное и проблемное поле, сколько синергетика нуждается в дальнейшем развитии за счет использования исходных идей применительно к самым сложным системам, известным нам в ведомой нам вселенной. Невозможен прямой перенос ни одной синергетической идеи в психологию. Он невозможен без трансформации, без необходимого развития, в котором заинтересованапрежде всего сама синергетика как методологическая база всех наук, вступающих в фазу постнеклассического развития. ХХ век войдет в историю человечества, какие бы открытия мы не сделали дальше. Здесь произошел перелом в поисках человечеством себя. За век люди прошли школу мышления, позволившую понять, что не все качества предметов и явлений присущи им непосредственно. Что есть качества, которые можно открыть, только рассматривая систему явлений. Наконец, что есть такие качества, которые системами производятся, порождаются и с признанием их как реальности — пусть сверхчувственной, приходит сама идея становления как закономерного усложнения системной организации, т.е. идея самоорганизации. А XXI век принесет новые ответы и новые загадки… Автор: В.Е. Клочко
|
След.> |
---|