})
Психосинергетика PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Психосинергетика
Страница 2
Страница 3

Психосинерегетика, таким образом начинает с вопроса о причине взаимодействия, приводящей к самому взаимодействию. Ее, занимает проблема становления духа в процессах его взаимодействия с материей, а не гносеологическая проблема встречи «готовенького» субъекта с «готовенькой» же к познанию «объективной реальностью». Разница между гносеологией и психологией заключается пока в том, что первая,начав с выделения противоположностей (субъект и объект, материя и дух, психическое и физическое) как данности, продолжает решать за счет этой дуальности свои проблемы. Психология же, начав с этого (субъект, объект, их взаимодействие, отражение) уже больше не выходит из метафизики их противостояния. Иными словами, как классическая, такво многом и неклассическая, психология начинает слишком поздно. Она начинает с самого факта взаимодействия как ближайшей причины отражения, которое и замещает собой практически весь предмет психологического познания. До сих пор психология была увлечена тем, что причины взаимодействия искала на одном из полюсов взаимодействующих противоположностей, приписывая их то объекту, который «действует» («воздействует») на человека (материалистический детерминизм), то самому субъекту как носителю духа (идеалистический детерминизм). То предметы «навязываются нашему уму» и нам просто некуда деться от этих нападок, от этих ударов, которые мы «отражаем», то человек «пристает» к предметам, выражая свою уникальную изначально духовную сущность, свое текущее состояние (потребность, намерение, цель, хотение, стремление, желание). Произвол духа усматривали одни, помещая причины в человека, произвол материи — другие, связывая причины порождения духа с воздействием материи на органы чувств. Можно еще долго приписывать причинывнутреннему или внешнему, закреплять их с помощью принципов детерминизма, спорить о том, какая из позиций более адекватна, но нужно помнить и о том, что ни одна из них не позволила пока объяснить произвольность поведения человека, его способность к свободному действию.

Свободное действие детерминируется как субъективными, так и объективными факторами одновременно, но при том таким образом, что эта детерминация оказывается не «двойной», а системной детерминацией, опирающейся на те сверхчувственные психологические новообразования, которые нельзя предусмотреть, поскольку порождаются они при взаимодействии субъективного и объективного, и, не сводясь ни к одному из них, ни к их простой сумме, обеспечивают самоорганизацию человека как сложной психологической системы.

Вот это новое качество, которое никогда не может быть представлено в сознании непосредственно, ибо оно сверхчувственно, эта особая психологическая реальность, которая открывается в результате теоретического(системного) мышления постнеклассического психолога, уже никогда не откроется человеку, подчинившему свое мышление столь самоочевидному разделению реальностей, расставившему причины по одним полюсам, а следствия — по другим. Для этого необходимо как минимум пройти через рассудок, через обыденное сознание, исправно фиксирующее водораздел между человеческим и нечеловеческим, «Я» и «не-Я», внешним и внутренним, субъективным и объективным, материей и духом, и выйти к разуму, к теоретическому мышлению.

Психосинергетика — это теоретическая психология, точнее, психология, способная теоретически определить предмет своего исследования. Психология, сознательно согласившаяся с тем, что нельзя изучать работу разума, останавливая свое мышление на уровне рассудка. Потребуется еще громадная внутренняя работа, итогом которой должна стать совсем простая идея: не может возникнуть живое из неживого — его там просто нет по определению; не может психика (дух, душа) возникнуть из материи «при ее непосредственном воздействии на органы чувств» — ее там нет. Нет у человека прямого контакта с миром «чистой объективности», как нет его и с миром, в котором живет чистый (абсолютный) Дух. Нет у Духа своей обители, как нет и его самого — рафинированного, «чистого». Дух не скитается и не обитает неведомо где, а живет (в своей идеальной, интегральной форме) в культуре, в этом совокупном общественном продукте. Из нее он переходит в форму реального активного дифференцированного бытия в качестве духа конкретного человека, в нее возвращается по окончании его жизни — чаще обогащенным, иногда деформированным и больным и вынужденным восстанавливаться в процессах перехода в идеальную форму, в процессах интеграции со своей первоосновой.

Самое сложное заключается в том, чтобы понять эту простоту: как «объективная реальность», так и «субъективная реальность» есть порождение обыденного сознания, рассудка, а задача «разумной» (теоретической) психологии заключается в том, чтобыне психику, а целостного человека определить в качестве предмета науки. Ее актуальной задачей является прослеживание того каким образом культура, хранящая и аккумулирующая в себе «дух» предков (добытые ими знания, отработанные способы видения мира, познания, мышления, их смыслы и ценности бытия, их волю, страсть и т.д.), трансформируется в одухотворенный мир конкретного человека, превращается в нем в то, что составляет его человеческую сущность: многомерный, наполненный предметами, звуками, красками, смыслами и ценностями, развивающийся Мир — в единственного претендента на то, чтобы называться «реальностью» и «действительностью».

Психосинергетика ищет переход между духом и материей, которыйсовершается в человеке — он и есть не что иное, как системное, упорядоченное (субординация и иерархия), органическое слияние их, которое разрушит только смерть, возвращая материю к Материи, а дух — к Духу. Но только так и прирастают, только так обогащаются и первая, и второй — чтобы в этом своем новом качестве встретить и принять очередного новорожденного и, соединяясь в нем, обеспечить собственное развитие за счет (и в процессе) развития его самого.

Смысл теории психологических систем заключается в том, чтобы взять противоположности (материю и дух) в одной системе собственно психологических координат и при этом не упустить, но сделать предметом научного исследования ту уникальную онтологию (многомерный мир человека), которая порождается при взаимопереходе взаимодействующих между собой противоположностей.

Вся сложность современного момента нашей науки заключается в том, что она еще не вышла (в лице своих многих работников) даже за пределы метафизического мышления, закрепив его в самом предмете науки. Психика — идеальный образ объективной реальности, и отражение, которое к этому образу приводит, воспринимаются почти как синонимы. Онтологизация науки, выражающая собой попытку диалектического мышления, оказывается изначально искаженной этой первичной и непобежденной метафизикой. Поэтому мы никак не можем представить «мир человека» как сложнейшую, находящуюся в состоянии непрерывного становления, динамическую, субъективную и, одновременно, объективную реальность, которая и составляет предмет психологической науки. Психосинергетика же с определения этой реальности начинает. Мир человека, его жизненное пространство предстает здесь какчасть самого человека, причем такая часть, которая составляет предмет самой психосинергетики.


След.>