|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Мотивация |
Создание условий, в которых поручение становится стимулом, относится, пожалуй, к наиболее важным проблемам теории организации управления. Существуют два известных подхода к этому вопросу. Первый ставит своей целью создание теории целесообразного поведения личности в рабочем коллективе. "Если бы существовала теория целесообразного поведения личности в рабочем коллективе, - пишет С. Квятковский, - исследователю не надо было бы тратить силы на создание "малых теорий" для их использования в конкретном производственном подразделении"*. При попытках создания теории целесообразного поведения личности речь идет об установлении универсальных принципов, исходя из которых можно было бы мотивационно воздействовать на каждый рабочий коллектив в любых условиях. Не следует, однако, полагать, что решение таким путем проблемы мотивации является делом недалекого будущего. "Представляется... что при нынешнем состоянии наук о человеческом поведении создание общей теории является, пожалуй, невыполнимым делом", - пишет далее С. Квятковский. * (S. Kwiatkowski, Produkcyjne zachowanie jednostki w zespole pracowniczym, Warszawa, 1966, s. 24.) Поскольку мы вряд ли могли бы многое сообщить практикам относительно теорий "универсальной мотивации", то мы сосредоточим внимание на втором подходе. Он заключается в обобщении разрозненного опыта руководителей, а также различных фактов, содержащихся во фрагментарных исследованиях ученых с учетом необходимости предоставить практикам уже сейчас определенную информацию и рекомендации, которые после переосмысления и приспосабливания к конкретным условиям могут оказаться полезными. Следует, пожалуй, согласиться с высказыванием К. Дэвиса о том, что человек, делая усилия, направленные на удовлетворение своих потребностей, редко ищет оптимальных решений, а обычно довольствуется решениями, дающими известное удовлетворение. Кроме того, ясный, простой, наглядный стимул может быть гораздо более мотивирующим, нежели сложный, менее понятный, хотя и более многообещающий*. Это высказывание наводит нас, скорее, на мысль о целесообразности применения простых и доступных методов, что предпочтительнее создания неоперативной, сложной теории мотивации. * (К. Davis, Human..., p. 31.) Не все, что содержится в данной главе, может быть подтверждено соответствующими научными данными. Подобного подтверждения пришлось бы ожидать долго. При нынешнем состоянии знаний в области теоретических общественных наук не следует отказываться от большого научного капитала, который находится вне их предела*. Подобная точка зрения останется справедливой, во всяком случае, еще какое-то время. * (A. Podgorecki, Metodyka formulowania wskazan i zalecen w naukach praktycznych w oparciu о wyniky badan nauk opisowo - eksplikatywnych na przyktadzie sociotechniki, Warszawa, 1966, s. 3.) Проблематика мотивации по многим причинам приобретает все большее значение, и прежде всего, пожалуй, по той причине, что во всех видах деятельности в настоящее время чрезвычайно быстро возрастает элемент умственных усилий. А именно этот тип усилий в огромной степени поддается мотивационному воздействию. Рудняньский формулирует это следующим образом: "Чем больше для деятельности требуется умственных усилий, тем больше значение мотивации. Умственная деятельность происходит "внутри нас", и, таким образом, то, что происходит в психике, непосредственно на нее воздействует"*. * ( J. Rundnianski, Sprawnosc umyslowa, Warszawa, 1964, s. 10.) |
<Предыдущая | След.> |
---|