})
Главная arrow Отрасли психологии arrow Социальная психология arrow Взаимосвязь социально-психологических и дидактичных условий
Взаимосвязь социально-психологических и дидактичных условий PDF Напечатать Е-мейл

Принципиальные изменения, которые происходят сегодня в Украине (политические, экономические, социальные), не обходят и высшую школу, обусловливая необходимость существенного повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Развитие общества непосредственно связано именно с эффективной деятельностью высшей школы, профессиональной компетентностью и личностном развитием ее выпускников. Именно поэтому крайне необходимым является поиск путей повышения эффективности учебного процесса в высших заведениях образования, которое опирается как на разработку новых подходов к учебе и воспитанию, так и на расширение возможностей уже известных, традиционных форм и методов работы.

В современной педагогике активно используются групповые формы учебы. Это обусловлено их реальными возможностями относительно повышения результативности и эффективности учебы и профессиональной подготовки, позитивным влиянием на личностное развитие человека, ее социализацию и профессиональное становление. Проблемам научного обоснования групповых форм деятельности уделяется значительное внимание педагогов и психологов (Г.М.Андреева, Е.И.Головаха, А.О.Деркач, В.П.Казмиренко, Я.Л.Коломинский, М.Б.Коротяева, М.В.Ланге, К.Левин, А.С.Макаренко, С.Д.Максименко, В.О.Моляко, Р.С.Немов, Т.Ньюком, М.М.Обозов, Н.Ф.Осипова, А.В.Петровский, Ю.П.Правдин, Х.Трипплет, Л.И.Уманский, Ю.Л.Ханин, М.Шериф, О.Г.Ярошенко и другие). В то же время слабо исследуются реальные социально психологические условия учебы (индивидуальные особенности студентов, параметры и тенденции развития академических студенческих групп и тому подобное) и их влияние на групповую учебную деятельность студентов. Также недостаточно выяснено, как влияют дидактичные условия организации групповой учебной деятельности студентов (учебные цели, которые достигаются, способы организации, распределение функциональных обязанностей, средства стимулирования, управления и коррекции работы групп, осуществления контрольно-оценочной деятельности и тому подобное) на последующие процессы социально психологической структуризации в академических студенческих группах.

Если принять во внимание психолого-педагогічну подготовку в высших заведениях образования непедагогического профиля, то исследование как социально психологических и дидактичных условий учебы, так и их взаимосвязи вообще не проводились. Частично это связано с тем, что такая подготовка введена относительно недавно и еще не приобрела нормативный характер для студентов. Вместе с этим, введение психолого-педагогічних дисциплин к учебному процессу в таких заведениях является актуальным, ведь это один из путей гуманизации учебы, а, кроме того, предоставление студентам дополнительной специальности преподавателя (например, экономики) повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Но студенты соответствующих учебных заведений не всегда воспринимают психолого-педагогічну подготовку как актуальную и личностно необходимую и формально относятся к ней. При этих обстоятельствах актуальным является поиск путей повышения результативности учебы из этих дисциплин.

Недостаточная разработанность определенных вопросов и их актуальность обусловили выбор темы исследования "Взаимосвязь социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов". Тема диссертации утверждена Ученым советом Киевского национального экономического университета (протокол № 6 от 27 марта в 1997 г.) и согласована с Советом по координации научных исследований (протокол № 2 от 20 марта в 2000 г.).

Связь работы с научными программами, планами, темами. Работа выполнена согласно тематическому плану научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, отдела теории и практики педагогического мастерства за темой "Концептуальные принципы психолого-педагогічної подготовки учителей в современных условиях (вопрос теории и технологии)" РК № 0197І006397 и планом научно-исследовательской работы кафедры педагогики и психологии Киевского национального экономического университета 1997-2000 гг. "Эффективность педагогического образования в экономическом университете: цели, содержание, методы, формы".

Цель исследования: обнаружить взаимосвязь социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов и доказать, что на этой основе возможно пидвисити результативность учебы из дисциплин психолого-педагогічного цикла в высших заведениях образования непедагогического профиля.

Объектом исследования является групповая учебная деятельность студентов высших заведений образования непедагогического профиля в процессе изучения психолого-педагогічних дисциплин.

Предмет исследования - взаимосвязь социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов.

Основная гипотеза исследования. Если существует взаимосвязь социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов, то повышение результативности учебы из дисциплин психолого-педагогічного цикла в высших заведениях образования непедагогического профиля можно обеспечить, создавая такие дидактичные условия, которые бы учитывали имеющиеся особенности структуризации академических студенческих групп и способствовали в дальнейшем их позитивному развитию.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены такие исследовательские задания:

1. Выяснить теоретико-методичні основы социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов.

2. Исследовать социально психологические условия учебы студентов в высших заведениях образования непедагогического профиля.

3. Обнаружить взаимосвязь социально психологических и дидактичных условий групповой учебной деятельности студентов при изучении психолого-педагогічних дисциплин.

4. Разработать и экспериментально проверить такие дидактичные условия групповой учебной деятельности студентов, которые базируются на имеющихся социально психологических особенностях академических студенческих групп и способствуют повышению результативности учебы из психолого-педагогічних дисциплин в высших заведениях образования непедагогического профиля.

В соответствии с поставленными заданиями применялись такие методы исследования: теоретический анализ, обобщение и сравнение (выявление состояния исследуемой проблемы, подходов к организации групповой учебной деятельности студентов, определения основных понятий исследования), наблюдение (выявление особенностей деятельности студентов при изучении психолого-педагогічних дисциплин), психологическое диагностирование за методиками "Корректурная проба", "Парные ассоциации", "Образования сложных аналогий", "Словесный лабиринт", "Факторы тревожности в учебе", "Формула темперамента", "Индивидуальная структура мотивов учебы", "Направленность личности", "Тип личности" Кейрси, "Тест межперсональных отношений" Лире (исследование индивидуальных особенностей студентов), социометрия (выявление тенденций структуризации академических студенческих групп), изучение продуктов деятельности (анализ успеваемости учебы, рейтинговых оценок деятельности студентов при изучении психолого-педагогічних дисциплин), анкетирования (выяснение отношений студентов к профессиональной подготовке, педагогической деятельности, психолого-педагогічних дисциплинам), экспертное оценивание (оценка качества выполнения студентами учебных заданий), формирующий эксперимент (организация пролонгированной профессионально направленной дидактичной игры с учетом социально психологических условий учебы), статистические методы обработки экспериментальных данных (расчет средних величин, дисперсии, медианы, корреляционный анализ, методы сравнения первобытные статистик).

Теоретико-методологічну основу исследования составляли положения системного подхода как средству анализа социальных объектов (Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев, О.С.Беспалько, В.С.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов); о сущности личности, закономерности ее становления и развития, роль учебы в процессе личностного становления (О.О.Бодалев, Л.С.Виготский, В.В.Давидов, Г.С.Костюк, С.Д.Максименко, В.О.Моляко, С.Л.Рубинштейн), о единстве сознания и деятельности, активность субъекта в процессе деятельности и социального взаимодействия (К.О.Абульханова-славска, П.Я.Гальперин, О.В.Запорожець, О.М.Леонтьев), о закономерностях функционирования и развития социальных групп, социально психологическом обеспечении педагогического процесса (Г.М.Андреева, О.В.Брушлинский, Е.И.Головаха, А.О.Деркач, В.П.Казмиренко, Я.Л.Коломинский, Н.Л.Коломинский, А.С.Макаренко, Р.С.Немов, М.М.Обозов, А.В.Петровский, В.А.Семиченко, Л.И.Уманский), о закономерностях, принципах, формах и методах дидактичного процесса (А.М.Алексюк, Ю.К.Бабанский, В.И.Бондар, И.Ф.Харламов, М.Д.Ярмаченко), из основ профессиональной подготовки студентов (А.О.Абдуллина, С.И.Архангельский, А.Й.Капска, В.А.Козаков, О.Г.Мороз, О.В.Скрипченко, Р.И.Хмилюк, М.И.Шкиль).

<Предыдущая   След.>