})
Главная arrow Отрасли психологии arrow Психокорекция arrow Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Страница 2
Страница 3

 

 

Существующее в отечественной психологии понятие об основных психических новообразованиях позволяет рассмат­ривать их в качестве теоретических обобщений, необходи­мых для решения вопроса о резервах развития человека. Среди этих психических новообразований есть такие, которые от­ражают общее психическое развитие (произвольность, внут­ренний план действий, рефлексия, интеллектуализация пси­хической активности и др.), и те, которые отражают лич­ностное развитие человека (самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение). Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на по­нимании их происхождения, понятия ведущей деятельнос­ти, социальной ситуации развития, которые могут высту­пать в качестве теоретических и методических основ для организации психологической коррекции (Г. С. Абрамова, 1977).

Безусловно важным для коррекционной работы является понятие зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), ко­торое позволяет анализировать содержание задач во взаимодействии людей разного возраста. Каждый практический психолог создает аксиоматик) при подходе к профессио­нальной деятельности. Важно, чтобы она была отрефлексирована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом. На этой стадии уточняется план реализации решения и осуществляется последовательное его выполнение. Психолог помогает клиенту организовывать свою деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмо­циональных затрат, а также с учетом возможных неудач в достижении цели. Необходимо постараться внушить клиен­ту, что частичные неудачи — еще не катастрофа, а возмож­ный промежуточный результат и ему следует продолжать реализовывать намеченную коррекционную программу, свя­зывая все действия с конечной целью.

6. Оценка эффективности проведенной работы. На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень досгтижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В процессе коррекционной работы у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благо­приятнее для него окажется впоследствии воздействие и, следовательно, тем выше его эффективность.

Выделяют следующие возможные результаты коррекционной работы, в зависимости от уровня изменений, проис­ходящих в клиенте:

усиление внимания к собственным потребностям, пе­реживаниям и мыслям;

развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

изменение отношения к себе и к окружающему миру;

приобретение способности заботиться о себе, самосто­ятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая ре­шения и неся за них ответственность;

улучшение понимания проблемы, себя, окружающих и т.д.;

изменение эмоционального состояния (разрядка эмо­ционального напряжения, исследование своих чувств, при­нятие некоторых своих чувств и т.д.);

способность принять решение;

способность осуществить принятое решение;

подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

получение поддержки;

приспособление к ситуации, которую невозможно из­менить;

поиск и изучение альтернатив;

получение практической помощи через прямые дей­ствия психолога или других специалистов, которых при­влек психолог;

развитие имеющихся умений и навыков, приобрете­ние новых;

получение информации;

новое реагирование на действия других людей и ситу­ацию.

Наиболее важны здесь следующие моменты: осознава-ние, помогающее субъекту сохранять активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие цели позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения.

Ценность — убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив, после взвешивания последствий каж­дой из них. Ценности определяют то, ради чего клиент осоз­нает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию, приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивно­му и иллюзорному развитию личности.

Информация — представляет собой материал, который клиент может использовать для осознавания себя и окру­жающего мира, а также для формирования собственных целей. Организации, сообщества и отдельные люди часто строят свою деятельность и безопасность на основе инфор­мации, находящейся в их распоряжении. Информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и использовать. Действия (осознавание, формирование целей и ценностей) требуют фор­мирования навыков. Только навыки позволяют реализо­вать ценности в поведении.

Данная модель позволяет рассмотреть общую схему кор­рекционного процесса. Реальный процесс взаимодействия значительно шире. Выделение стадий достаточно условно, поскольку в практической работе возможно их слияние и более сложные взаимозависимые связи, чем в рассмотрен­ной схеме. Необходимо отметить, что в процессе реальной практической работы важны настолько общие схемы (хотя представление и понимание хода коррекционного процесса обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция психолога.

Существуют правила и установки, позволяющие психо­логу структурировать процесс индивидуальной психокор­рекции и делать его более эффективным:

Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций пси-хокорреции. Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, раз­виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ких жизней, поэтому проблемы в действительности явля­ются уникальными и соответственно каждое коррекцион-ное воздействие уникально и неповторимо.

В процессе коррекции психолог и клиент постоянно изменяются сообразно их отношениям (в психологической коррекции не может быть статичных ситуаций).

Самым лучшим экспертом собственных проблем явля­ется клиент, поэтому следует помочь ему принять на себя ответственность за их решение. Видение собственных про­блем клиентом не менее, а, может быть, более важно, не­жели представление о них психолога.

В процессе коррекции чувство безопасности клиента важнее, чем требования психолога. Таким образом, в коррекции неуместно добиваться цели любой ценой, не обра­щая внимания на эмоциональное состояние клиента.

Стремясь помочь клиенту, психолог обязан «подклю­чить» все свои профессиональные и личностные возможно­сти, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­дой отдельно взятой коррекционной встречи. Решение про­блем, а также успех коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую — это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

Компетентный психолог знает уровень своей профес­сиональной квалификации и собственные недостатки, он ответствен за соблюдение правил этики и работы на благо клиентов.

Для обозначения и концептуализации каждой пробле­мы могут быть использованы различные теоретические под­ходы, но нет и не может быть единственного наилучшего теоретического подхода.

Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (на­пример, проблема экзистенциальной вины, принятие утра­ты). В таких случаях психолог должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.

Эффективная коррекция — это процесс, который вы­полняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.



<Предыдущая