})
Главная arrow Отрасли психологии arrow Психокорекция arrow Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Страница 2
Страница 3

 

 

На установление контакта с клиентом оказывает влия­ние позиция, занимаемая психологом.

Позиция психолога — это ролевые стратегии, принимае­мые психологом во взаимоотношении с клиентом. Ведущими здесь выступают авторитарность — партнерство в вы­боре целей и задач коррекции; директивность — недирективность в их технической реализации, являющейся одно­временно мерой разделения ответственности за результаты воздействия и активности психолога.

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитар­ность — партнерство, директивность — недирективность, по­зволяет разграничить описываемые партнерские позиции. Вы­бор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуаль­ных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальноеть клиента коррелирует с предпочтением ав­торитарных и директивных психологов), а с другой — дикт туется той концептуальной позицией (школой), которой при­держивается психолог, и техническими особенностями ис­пользуемых методов психокоррекции.

Выделяют три варианта позиции психолога по отноше­нию к клиенту:

Позиция «сверху»;

Позиция «на равных»;

Позиция «снизу».

Позиция «сверху» заключается в том, что психолог про­тягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается. Эта пози­ция подразумевает авторитарные отношения к клиенту как
к объекту манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего, мудрого Гуру. Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психо­лога, сам психолог может потерять основу профессиональ­ной рефлексии. Зачастую директивность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия: вместо обсуждения содержания психологической информации могут обсуждаться социальные, этические или нравствен­ные нормы.

Авторитарная позиция «сверху», или «отца», характерна для реализации поведенческих методов, а позиция партнер­ства характерна для клиентцентрированного взаимодействия: Нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодина­мическим методам.

Позиция «на равных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптималь­ным вариантом в индивидуальной психокоррекции, когда проблема ответственности за личностные изменения реша­ется в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмыс­ленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д. Осознание психологом этого момента в работе с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный мо­мент установления такой позиции — достижение конгру­энтности с клиентом.

Партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном рас­положении лицом к лицу. В случае равенства позиций с психологом клиент чувствует себя полноправным партне­ром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-нибудь информацию о себе, поскольку психолог от­крыт, не оценивает и не судит собеседника.

В позиции равенства и сам психолог менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитарен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему и тем труднее им соответствовать. Однако, занимая позицию равенства, психолог не только выигрывает, но и теряет. Ведь с авторитетом, занимающим позицию «сверху», больше счи­таются и к нему больше прислушиваются. Хороший про­фессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием авторитета, или «снизу» — заиг­рывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, под­черкнуть его знания и авторитет.

Позиция «снизу» позволяет психологу повысить само­оценку клиента, апеллировать к его значимости. Однако вза­имодействие с позиции «снизу» может дать клиенту возможность манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победите­лем с укоренившимся в сознании превосходством в сроих манипулятивных способностях.

Психолог, постоянно занимающий позицию «снизу, по существу отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, попадая под власть житейского манипуля­тора. Однако нахождение психолога в позиции «снизу» иногда может способствовать повышению самосознания клиента, его самооценки, чувства уверенности.

Осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексиро­вать над содержанием позиций во взаимодействии дает ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия. Ориентируясь на текст клиента, на под­текст и контекст взаимодействия, психолог получает дос­туп к этому компоненту взаимодействия.

Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований ис­пользуемых методов.

3. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиски, принятие на себя от­ветственности за выбираемые решения. Психолог старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, вы­деляя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока кли­ент и психолог не достигнут одинакового понимания. Зада­чу уточнения проблемы можно считать реализованной толь­ко в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента построена своеобразная цепочка событий: выяв­лены чувства или переживания клиента, длительно суще­ствующие или периодически возникающие в связи с логи­кой развития отношений, толкающие его на то, чтобы до­биваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.); неадекватные средства, избира­емые для реализации этих целей, приводящие к сложнос­тям во взаимоотношениях; негативные реакции других, час­то усугубляющие проблему клиента.

Точное определение проблем позволяет понять их при­чины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Пси­холог побуждает клиента называть и рассматривать возмож­ные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навя­зывая собственных решений. Необходимо искать такие аль­тернативы решения проблем, которые клиент мог бы ис­пользовать непосредственно. При критической оценке выб­ранных альтернатив решения проблемы необходимо помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы: одни про­блемы требуют слишком много времени, другие требуют значительного ресурса сил, которыми клиент на данном этапе не располагает, третьи могут быть решены лишь частично, посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение.

4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом. Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее возможное число вариантов поведения, за­тем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими сте­реотипами или навыками. В основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, протекания познавательных процессов, целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде.

Психолог использует полученную ранее диагностическую информацию для сопоставления ее с теоретическими дан­ными о закономерностях возрастного и индивидуального развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком.

Кроме общепсихологических оснований психолог, за­нимающийся коррекцией, должен решить для себя вопрос о мере воздействия на другого человека. Он имеет дело с нормальным здоровым человеком, который нуждается в совершенствовании характеристик своего внутреннего мира, и в связи с этим возникает ряд вопросов: кто отвечает за результаты коррекции? каковы возможные пути их дости­жения ?

Ответ на эти вопросы выглядит следующим образом: пси­холог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за ее осуществление отвечает клиент и пользователь про­граммы.

Коррекция осуществляется с преимущественной ориен­тацией на собственные резервы клиента. Для этого их необ­ходимо знать. И это знание дает возрастная психология, описывающая закономерности и механизмы психического развития клиента. Для осуществления психологической кор­рекции большое внимание уделяется именно дискретным характеристикам внутреннего мира человека. Важен факт несовпадения личностных показателей развития и показате­лей общего психического развития, который позволяет осу­ществить психологу профессионально-ориентированную реф­лексию для содержания взаимодействия с клиентом, обосновать для него свои профессиональные возможности и ограничения.



<Предыдущая