})
Главная arrow Отрасли психологии arrow Психокорекция arrow Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции
Страница 2
Страница 3

 

 

 

Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие.

Исследование проблем клиента.

Поиск способов решения проблемы.

Формирование психологом коррекционной програм­мы и обсуждение ее с клиентом.

Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.

Оценка эффективности проведенной работы.

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие. Ре­шение клиента заключить контракт должно быть осознан­ным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной про­должительности психокоррекции; о целесообразности про­ведения психокоррекционных мероприятий; о риске вре­менного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

На данном этапе необходимо предоставить клиенту ис­черпывающую информацию об условиях психокоррекционной работы. Необходимо согласовать с ним возможность аудио- и видеозаписи психокоррекционной работы. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиен­та. Обсуждение данного вопроса — одно из условий конфи­денциальности и установления доверия между психологом и клиентом.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уро­вень относится к пределу профессионального использования информации, полученной от клиента. Каждый психолог мо­жет использовать информацию о клиенте только в профес­сиональных целях, он не должен распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (запи­си психолога, диагностические данные, индивидуальные кар­точки клиентов и т.д.) должны храниться таким образом, чтобы быть недоступными для посторонних лиц.

Второй уровень конфиденциальности относится к усло­виям, при которых полученная в процессе взаимодействия информация может быть использована исключительно для блага клиента. Иногда необходимо поделиться сведениями, полученными от клиента с его родителями, учителями, деть­ми, супругом. О своих намерениях психолог обязан поста­вить клиента в известность, и если клиент не возражает, то вопрос конфиденциальности из этического становится су­губо профессиональным.

Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о ее границах. Сформулированы основные правила по установлению тако­го рода границ.

Обязательство соблюдать конфиденциальность не аб­солютно, а относительно, поскольку существуют опреде­ленные условия, способные изменить такое обязательство.

Конфиденциальность зависит от характера представ­ленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, неже­ли «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

Материалы встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиден­циальности.

Материалы встреч, необходимые для эффективной ра­боты психолога, также не подпадают под правила конфи­денциальности (например, возможно предоставление экс­перту материалов психокоррекционной работы по догово­ренности с клиентом).

Конфиденциальность всегда основывается на праве кли­ента на доброе имя и сохранения тайны. Психолог обязан уважать права клиентов и в определенных случаях может даже поступать противозаконно (например, не предостав­лять информацию о клиенте правоохранительным органам, если при этом не нарушаются права третьих лиц).

Конфиденциальность ограничена правом психолога на сохранении собственного достоинства и безопасности своей личности.

Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Психолог, обеспечивая конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых про­фессиональная тайна не соблюдается:

Повышенный риск для жизни клиента или других лю­дей.

Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

Необходимость госпитализации клиента.

Участие клиента и других лиц в распространении нар­котиков и прочих тяжких преступных деяниях.

Если во время индивидуальной работы выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, то пси­холог обязан принять меры для защиты потенциальной жер­твы, проинформировать об опасности ее саму, ее близких, правоохранительные органы, а также необходимо сообщить клиенту о своих намерениях.

2. Исследование проблем клиента. На этой стадии психо­лог устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюд­ного доверия. Проведение индивидуальной психологичес­кой коррекции требует определенных личностных качеств и установок от психолога, ее проводящего.

В целом для эффективной коррекционной работы необхо­дима положительная установка к личности другого челове­ка (клиента), ориентированность на его проблемы, заинте­ресованность в их решении. Излишняя критичность, преду­бежденность, невнимательность и неестественность психолога, безусловно, мешают его работе. Согласно гума­нистическим традициям положительная установка к друго­му человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межлично­стного взаимодействия.

Безусловное принятие личности другого означает приня­тие клиента таким, каким он есть, без восхваления и пори­цания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает для себя возможным, независи­мо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность психолога выслушать другого человека и при­нять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым или мнением психолога.

Способность быть самим собой (аутентичность) пред­полагает честное отношение к себе, отражение своей про­тиворечивости, сложности и неоднозначности, умение ис­кренне и открыто выражать свои чувства, мысли и наме­рения. Сомнения в искренности и честности психолога могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его нена­дежности.

Если у психолога нет внутренней готовности решать про­блему клиента, то ему лучше перенести встречу или отка­заться от работы вообще. В любом случае откровенное при­знание психологом в своих сомнениях и затруднениях ук­репляет его контакт с клиентами.

Одним из важнейших условий эффективной работы пси­холога является хороший контакт с клиентом. Гарантия та­кого контакта — профессиональное владение как вербальными техническими средствами, так и важнейшими невер­бальными параметрами: интонация, контакт глаз, паузы.

Вербальный контакт. Весьма условно средства поддер­жания вербального контакта можно разделить на прямые и косвенные.

К первой группе относятся формы обращения к челове­ку, которые направлены на установление с ним довери­тельных и откровенных отношений (подбадривание, выра­жение поддержки и т.д.). Необходимость использования та­ких форм обращения возникает в самых разных случаях:

в начале контакта с клиентом — для того, чтобы снять напряжение;

в ситуациях, когда обсуждаются слишком важные, ще­котливые вопросы;

когда клиент расстроен или плачет.

Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является обраще­ние к клиенту по имени. Само упоминание имени человека, обычно работает на контакт с ним. Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта — выражение согласия и поддержки, высказываемые психологом в то вре­мя, когда он внимательно слушает клиента.

Варьирование громкости голоса и темпа речи могут при­вести к изменениям состояния клиента. Обычно громкость голоса и темп речи психолога и клиента совпадают: если последний слишком возбужден, то это сразу отражается на том, как он говорит.

Бывает так, что в процессе взаимодействия психолог ощущает растерянность и не знает, что делать дальше, что сказать. Часто это бывает в ситуации, когда клиент плачет, охвачен какой-то сильной эмоцией или агрессивно спорит с психологом. Независимо от ситуации, выражение лица и голос психолога не должны выдавать его растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя созданию у клиента впечатления, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходя­щего не происходит и со всем этим можно справиться.

Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что гово­рит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмысления и понимания. Психологу следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат воп­рос. Время паузы воспринимается во время взаимодействия по-особому. Так, минутная пауза может выглядеть как «веч­ность». Для нормальной паузы достаточно 20-30 с.

Невербальный контакт. Значение невербального контак­та достаточно широко описано. Во время взаимодействия клиент и психолог находятся в своеобразном телесном кон­такте, использование которого также повышает эффектив­ность коррекционного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и пове­дение психолога. Так, если психолог напряжен — ощущение напряжения и неуверенности передается собеседнику, ко­торый неосознанно принимает позу, аналогичную позе про­фессионала. Наличие такого контакта предоставляет огром­ные возможности для психолога, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него — расслабившись и заняв под­черкнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени постарается повторить ее.



<Предыдущая