|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Современные представления о неврозах |
Страница 2 из 2
Лидер гуманистической психологии А. Маслоу предложил теорию самоактуализации. Самоактуализация есть высочайшая потребность каждого индивида. Самоактуализация возможна через усвоение своего эмоционального опыта, который приводит к психологическому здоровью. Другой представитель гуманистической психологии (1951, 1959) известен своей личностно-центрированной теорией, в которой главным факторами являются самореализация и самоопределение. Невроз понимается как следствие формирующейся жесткой концепции "Я", которая вследствие своей негибкости ограничивает возможность полноценного переживания опыта и приводит к ограничениям в поведении. В гештальт-теории, которая переносит акцент на текущий опыт пациента ("здесь и теперь"), в отличие от психоаналитических теорий ("там и тогда"), пациент учится осознавать, что его потребности могут быть удовлетворены его собственным поведением, А невроз понимается как задержка личностного роста, как некий тупик, когда пациент не может действовать адаптивно. Поведенческая психология определяет невроз как зафиксированный навык дезадаптивного поведения, приобретенный в процессе научения. Еще в 1950 году определил поведение как настойчивое обучение некоторым привычкам. Когнитивная теория, получившая развитие в трудах, фокусируется на роли понимания. Познание определяется как процесс приобретения, организации и использования интеллектуальных знаний. Когнитивная стратегия - это ментальный план, который личность использует для понимания себя и своего развития. Невроз, в рамках этой теории, объясняется как ложная когнитивная стратегия. Форма когнитивной психотерапии, предложенная А.Веек, предполагает признание пациентом своей самоценности и своих индивидуальных ценных качеств и обращение к ним для создания новых познавательных паттернов. Все выше перечисленные подходы несомненно реально отражают многочисленные аспекты развития неврозов. В настоящий момент в отечественной неврозологии сложился вполне определенный взгляд на причины возникновения и патогенез неврозов. Наибольшее признание получила полифакторная концепция неврозов, основанная на комплексной оценке роли биологических, психологических и социальных факторов, В основу этого представления заложена патогенетическая концепция неврозов, основные положения которой были предложены и сформулированы В.Н. Мясищевым еще в 30-40-е годы. Основой личности, по В.Н.Мясищеву, является целостная организованная система отношений человека. Центральное понятие этой теории, понятие отношения, определяется как активная избирательная связь с определенным аспектом реальной деятельности: психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система определяется всей историей развития чеяовека, выражает его личный опыт и определяет его действия и переживания. Отношения рассматриваются как центральная интегрирующая структура личности и способствуют пониманию психологической природы других компонентов личности: характера, личностных черт и свойств. Патогенетическая концепция неврозов опирается на психологию отношений. В рамках этой концепции невроз понимается как личностное расстройство, возникающее вследствие нарушений в системе отношений и прежде всего их значимости. Значимость отношений представляется наиболее существенной характеристикой, играющей важную роль при анализе нарушений всей системы, так как только нарушения значимых отношений человека могут в соответствующих условиях приобретать патогенное значение. Учитывая этиологию и патогенез неврозов, данная концепция определяет невроз как психогенное (как правило, конфликтогенное) пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в клинических феноменах невротического уровня реагирования (Карвасарский Б.Д., 1990). Другой концепцией личности в отечественной психологии является концепция деятельности. Начало этой концепции было заложено в работах Л.С. Выготского (1960), А.В.Запорожца (1960), А.Р. Лурии (1971), А.Н. Леонтьева (1972). Согласно этой теории, личность рассматривается как образование, возникающее в результате объединения различных деятельностей человека, как их субъекта. "Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей" (Леонтьев А.Н., 1975). В результате развития основных идей психологической теории деятельности в настоящее время намечается несколько направлений изучения личности: исследование иерархии мотивов, их широты и содержания ведущей деятельности, анализ противоречий в смысловой сфере личности и изменений личности, связанных с болезнью. Еще одним направлением в исследованиях психологии личности является концепция установки Д.Н.Узнадзе. Состояние, которое можно определить как внутреннюю готовность воспринимать, оценивать и действовать в окружающей действительности, получило в рамках этой теории название установки. Основным свойством установки является ее неосознаваемый характер, это неосознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена какая-либо потребность. В то же время установка обладает функцией направлять и определять содержание сознания человека (Узнадзе Д.К,, 1966)« Концепция установки имеет значение для анализа проблемы бессознательного (Бассин Ф.В., 1968,1969). Различие взглядов на этиопатогенез неврозов порождает различие в определении неврозов и в его классификациях, что несомненно затрудняет проблему диагностики этих заболеваний. В то же время вопрос диагностики состояния является наиболее важным, так как определяет дальнейшую тактику лечения больного, В диагностике неврозов первоначально использовался описательный подход состояния пациента. Используя его, диагностика проводится на основании наличия клинических проявлений, свойственных психическим заболеваниям и укладывающихся в симптоматику невроза (Морозов Г.В., 1988). Но диагностика неврозов, основывающаяся на описательном принципе, является недостаточной, поскольку в психопатологии неврозов различные симптомы и синдромы не явля-ются специфичными» Так, типичные для неврозов синдромы: астенический, ипохондрический, фобический, вегетативный, депрессивный и др. встречаются в рамках и иных психических заболеваний» Поэтому для качественной диагностики невротических состояний необходимо дополнение описательного подхода – патогенетическим. Патогенетический подход, обоснованный в трудах В.Н.Мясищева (1960), предлагает три основных критерия: выраженность и своеобразие клинических проявлений; особенности личности больного; тип интрапсихического конфликта(Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б.Д., Тупицын Ю.Я., 1974). В основе неврозов, по определению В.Н.Мясищева, "выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности и требованиями жизни, с которыми встречается человек". Патогенетический подход к диагностике неврозов помогает определить лечебные задачи, способности, интересы и социальную направленность поведения, а также приспособительные и компенсаторные защитные механизмы личности (Мягер В.К., 1970; Ташлыков В.Ав, 1984; Карвасарский Б.Д., 1990). Тем не менее описательный подход сохраняет свое значение, так как дает возможность сфокусировать внимание исследователей на симптомо-синдромологичееком уровне невротических состояний. Возможности клинических описаний не исчерпаны и по сей день, поскольку под влиянием различных социально-биологических факторов видоизменяются проявления и течения психических расстройств. Проблема диагностики неврозов затруднена различиями взглядов, касающихся понятийного аппарата и классификационных схем. Исходя из этого, нам представляется наиболее важным соблюдение в диагностике единства описательного и патогенетического подходов (Свядощ А.М., 1971; Гиляровский В.А., 1973; Карвасарский Б.Д., 1990). Говоря об описательном подходе в диагностике, необходимо упомянуть два принципиально различных способа его: "негативный" и "нормоцентрический". При использовании негативного подхода диагностика основывается на отсутствии клинических проявлений, свойственных психическим заболеваниям (Морозов Г.В., 1988). "Нормоцентрический" способ, дополняя первый, позволяет отграничить невротическую патологию от нормы (Семичов СБ., 1987). В настоящий момент клиническое описание невротических форм базируется на соотнесении синдрома и формы невроза. Но различия в методологии изучения невротических состояний приводят к различию клинических классификаций. Так разными авторами выделяется различное число клинических форм неврозов, при практически установившемся взгляде на нозологическую идентичность всех их форм. Отсутствие единого критерия при классификации приводит к появлению самостоятельно выделяемых клинических форм неврозов. В исследованиях последних лет чаще всего указываются три основные самостоятельные формы неврозов: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы. Большинство авторов при описании клиники невротических состояний основное внимание обращают на синдромологический уровень описания. С момента первых изложений клиники и течения неврастении и по настоящий день этой форме невроза посвящено большое количество работ, описано более 90 симптомов. На основании всех предшествующих исследований, посвященных неврастении, был сделан вывод, что наиболее характерным для этой формы невроза является наличие астенического синдрома во всех его проявлениях - утомляемость, головные боли, нарушение сна, истощение, эмоциональные расстройства (Мяеищев В.Н., 1960; Давиденков С.Н., 1963; Карвасарский Б.Д., 1969; Свядощ А.М., 1971; Иванов-Смоленский А.Г., 1974; Телешевская М.Э., 1988). Не меньшее количество работ посвящено истерическому неврозу, который в настоящее время является весьма распространен-ней формой невроза (Семке В.Я., 1988). Для клиники истерического невроза характерны следующие типичные синдромы и состояния: двигательные нарушения, расстройства различных органов чувств, нарушения вегетативных функций, астенические состояния, ипохонд-рические и обсессивно-фобические реакции нарушения и др. (Семке В.Я., 1988). Ведущими в клинике невроза навязчивых состояний являются обсессивный и фобический синдромы (Ковалевский П.И., 1890; Корсаков С. С., 1893; Асатиани Н.Н., Смолина А.И., 1956; Гаккель Л.Б., 1956; Яковлева Е.К., 1958; Ушаков Г.К., 1968; Липгарт Н.К. и др., 1982; Карвасарский Б.Д.). Эта форма невроза по признанию многих авторов отличается психотерапевтической резистентностью по отношению к другим невротическим синдромам (Консторум С.И., 1963; Бортник Т.Л., 1965; Свядощ А.М., 1971). В клинике обсесеивно-фобического невроза выделяются три основных стадии развития заболевания (Асатиани Н.М., 1966): первая характеризуется появлением фобий в психотравмирущих ситуациях, вторая - при ожидании столкновения с психотравмирующей ситуацией, третья характеризуется фобическими переживаниями, которые возникают лишь от одних пред ставлений психотравмирущей ситуации. На настоящий момент описано около 367 видов фобий и, естественно, что систематизация их представляется трудной (Кутеладзе З.Ю., 1985). При описании и систематизации их одни авторы учитывают особенности личностной переработки, другие опираются на содержание фобий (1970). По мнению Э.А.Карандашовой (1976), все фобии могут быть подразделены на фобии пространства и перемещения в нем, фобии социального содержания, фобии болезни, обсессивно-комлуяьсивные фобии. Для всех форм неврозов характерна определенная динамика развития. Эта динамика может быть представлена в следующем порядке: невротическая реакция, острый невроз, затяжной невроз, невротическое развитие. Она связана с длительностью психотравмирующей ситуации, тяжестью ее для пациента, адаптивно-защитными механизмами личности и конституционально-психологическими особенностями больного (Подкорытов В.С, 1984; Касимова Л.Н., 1984; Карвасарский Б.Д. и др., 1990). Механизм возникновения и развития невротических состояний связан с комплексом этиологических факторов (биологических, психологических и социальных) и патогенетическим процессом, в котором выделяют нейрофизиологический, нейрохимический, психофизиологический, психологический и социально-психологический аспекты. Этот раздел неврозологии включает в себя обширную литературу как отечественных, так и иностранных авторов (Давиденков С.Н., 1963; Мясищев В.Н., 1969; Лакосина Н.Д.). |
След.> |
---|