|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Современные представления о неврозах |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 1 из 2
В последние десятилетия возрастает заболеваемость неврозами, причем наблюдается это увеличение преимущественно за счет лиц молодого возраста (Десятников В.Ф., 1974; Красин Е.Д, Положий Б.С, Крюков Е.А., 1982). При исследовании в Нью-Йорке более 1500 жителей у 36,3% были обнаружены симптомы невротических расстройств, у 21,8% -умеренно выраженные невротические симптомы, у 23,4% - симптомы, затрудняющие адаптацию. По данным с соавт. (1966), заболеваемость неврозами (по материалам репрезентативной выборки) составляет 52 чел, на 1000. По выборочным данным обращаемости, диспансеризации и госпитализации (Морозова Т.Г., Лукачер Г.Я., 1970) неврозы в общей структуре неврологических заболеваний составляют 18,2%. Вопросы распространенности пограничных заболеваний исследовались многими авторами (Ушаков Г.К., 1978; Киселев А.С, Введенская Т.О., 1979; Петраков Б.Д. и др., 1987;). А.Д.Гройсман (1982), проводя исследования студентов для определения состояния здоровья путем опроса, обнаружил, что 22% из них отмечают явления утомления, у 18% встречаются невротические и другие пограничные состояния, 60% обследуемых не отмечали никаких отклонений. Из наиболее частых симптомов при исследовании здоровых лиц (Пивень Б.Н., 1980) отмечались следующие: головная боль - 91%, раздражительность - 60%, повышенная сонливость - 54%, сниженное настроение - 58%. Анализируя эти и подобные исследования, которые проводились в разных странах, С.Б.Семичов (1987) пришел к выводу, что лица свободные от каких-либо симптомов составляют не более 35% популяции. Но все же, несмотря на значительную распространенность невротической симптоматики, 57% носителей ее не нуждаются в психиатрической помощи (Нагпег, 1976). Приведенные данные говорят сами за себя: возникает необходимость дальнейших разработок по разграничению нормы и патологии, развитию представлений о патогенетических механизмах неврозов. История развития науки, особенно социальных наук, подобна океану, В этом безбрежном пространстве появляются одни идеи, предаются забвению другие, новые представления сменяют старые, происходит поступательное движение вперед. В психологии это движение связано с исследованием личности и ее микросоциума, поскольку это звено определяет успешность взаимодействия общества в целом. Психология на современном этапе все больше превращается в науку о формировании индивида как личности, которая должна освоить опыт предшествующих поколений и включиться в систему отношений, активно воздействуя на них. Роет заболеваемости неврозами и их распространенности приводит к возрастанию их социально-экономической значимости и необходимости дальнейшей разработки проблемы неврозов, углубле- ; ния наших знаний об этиопатогенезе неврозов для создания лечебных психотерапевтических и психокоррекционных индивидуальных программ. Рассматривая историю учения о неврозах, необходимо отметить, что в понимание невроза каждый автор вносит свое видение невротического состояния и невротического процесса. Невроз в настоящий момент рассматривается не только как состояние, но и как процесс, в механизмах которого взаимодействует осознаваемое и неосознанное, биологическое и социальное, нейродинамическое и личностное. Взаимодействие этих компонентов определяет подходы к их терапии (Ташлыков В.А., 1986). Невроз - это преходящее или хроническое непсихотическое расстройство, характеризующееся в основном тревогой, которая выражается либо напрямую, либо опосредовано через механизмы защиты. Клинически невроз может быть выражен в таких симптомах как навязчивость, фобия, сексуальные расстройства и др. Учение о неврозах претерпевало естественные изменения в ходе своего развития. Можно выделить три основных направления, по которым шло изучение неврозов: биологически-ориентированное, психологически-ориентированное и социально-направленное. Биологическое направление уделяет основное внимание некоему специфическому состоянию головного мозга, которое обозначается как "органическая почва", т.е. предполагается, что субъективные жалобы больного неврозом и его функциональные расстройства являются следствием органических нарушений, которые несомненно лежат в основе невротического состояния. Последователи этого направления учитывали роль таких факторов как наследственность, конституциональная предрасположенность, беременность, роды, перенесенные заболевания (Эпштейн А.Д., 1927). Важным этапом развития этого направления явилось создание физиологической концепции, в основе которой лежало учение И.П.Павлова (1949,1952-1954). Невроз (в формулировке И.П.Павлова, 1951) - это патологическое состояние высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением раздражительного и тормозного процессов или столкновение их в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных ситуаций. И.П. Павлов с помощью патофизиологических интерпретаций пытался анализировать невротическое состояние. Именно этот подход позволил впоследствии помочь пониманию некоторых патодинамических структур, которые имели в основе своей конфликтные ситуации, пережитые больным в детстве (Иванов-Ойоленский А.Г., 1974). Значимость этого направления для дальнейшего понимания природы невротического состояния несомненна. Психологически-ориентированное направление признавало роль в возникновении неврозов психических факторов. Невроз в трудах этих авторов определялся как болезнь, основанная на самовнушении, где психика играет доминирующую роль. Теории этого направления учитывают главенствующую роль психологических факторов, таких как преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации, их актуальность и длительность. Наиболее известной в рамках этого направления является психоаналитическая теория, основоположником которой был Ргеий (1911,1923). Психоанализ утверждает, что невроз базируется на невротическом конфликте. Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением "ид", стремящегося к разрядке защитой "эго", отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Классический психоанализ рассматривает конфликт как наиболее значимое звено в возникновении невроза. Конфликт может быть между инстинктивными влечениями и внешней реальностью или внутренней необходимостью "суперэго" играет сложную роль в невротическом конфликте, так как может выступать и на стороне "эго", и на стороне «ид». Это та инстанция, которая делает инстинктивное побуждение запретным для "эго". Именно "еуперэго" заставляет пациента чувствовать себя виноватым за символическую и искаженную разрядку. Пациент, подавленный виной, загнан в ситуацию болезни. Это учение, являясь основой дальнейших психоаналитических теорий, в то же время имело ряд недостатков, в связи с чем подвергалось критике со стороны учеников и последователей. Большой вклад в дальнейшее развитие психоанализа внес первый психоаналитик в Германии и один из последователей теории З.Ргеий . Он более всего известен толкованием психоаналитических перспектив и разработкой фрейдовских стадий психосексуального развития. Психолог связывал психосексуальные стадии со специфическими синдромами. Например, обсессивный невроз - это результат фиксации анально-садистической стадии, а депрессия является результатом оральной стадии. Другой последователь З.Ргеий и один из лучших его учеников А. Айхет отошел от первоначальной сексуальной теории неврозов. В адлеровском взгляде на невроз более важна агрессия и ее проявления. Другой известный учений з.Ргеиа продолжавший путь психоаналитика, также не разделял взглядов учителя на преувеличенное значение инфантильной сексуальности. Ему принадлежит описание двух типов организации личности: интроверсия и экстраверсия. Фокус внимания интровертов - это эмоции, интуиция, мысли, ощущения. Фокус внимания экстравертов – взгляд во внешний мир, а также другие люди и окружающие его материальные вещи. Известный американские психиатры так определяют невроз - это состояние, вызванное страхом и защитой от страха, а имеющиеся личностные особенности индивида можно рассматривать как результат взаимодействия личности и окружения. Ее теория описывает индивида как часть целого окружающего его мира. Психологи предложили три концепции личности: актуальная личность,- включающая сумму всего пережитого опыта; реальная личность - здоровая гармоничная личность; идеализированная личность - невротическое представление или преувеличенный образ себя, который личность чувствует. Психотерапевтический процесс представляет движение к самореализации. Третье направление, оказавшее влияние на развитие учения о неврозах, - социальное. В этом аспекте рассматриваются и учитываются такие социальные факторы как родительская семья, образование, условия воспитания, профессия, окружение. Началом этого направления можно считать работы 1947 г. Он определяет невроз как результат конфликта между внутренними человеческими потребностями и внешней социальной средой. При этом основной механизм, который вызывает невротическое состояние - это чувство вины. Чувство вины является следствием невозможности реализации внутренних потенций, которое вместе со страхом одиночества заставляет человека уходить от свободы и побуждает к принятию социальных норм, для того чтобы быть принятым в обществе. Психотерапевтический процесс включает усиление личностного переживания по отношению к окружающим и развитие продуктивной любви, которая характеризуется заботой, ответственностью и уважением к другим людям, социогенетическом направлении само определение невроза трансформировалось в определение "социозы", в котором отражается социальный генезис патологии. В рамках этого нацравления представлены также концепции экзистенциальной и гуманистиче ской психологии.
|
След.> |
---|