|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Общая характеристика больных неврозами |
![]() |
![]() |
![]() |
В отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с сентября 1990 г. по апрель 1993 г. нами было проведено обследование 80 больных неврозами, из них 29 чел. (36,3$) – мужчины, 51 чел. (63,7$) - женщины, которые находились на стационарном лечении. Обследуемые больные характеризовались следующими признаками: возраст, форма невроза, тип ведущего синдрома, длительность заболевания, вид применяемой терапии. Возраст пациентов был в основном от 20 до 50 лет, 5 человек были моложе 20 лет, что составило 6,3$, а 2 пациента были в возрасте старше 50 лет (2,5$ всех больных). По возрасту они распределились следующим образом: от 21 года до 30 лет - 26 чел. (32,5$), от 31 года до 40 лет - 26 чел. (32,5$), от 41 года до 50 лет - 21 чел. (26,3$). Для идентификации форм неврозов и их синдромов использовались "Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра" и глоссарий унифицированной оценки основных форм и синдромов больных неврозами (Карвасарский Б.Д., Тупицын Ю.Я., 1974). По формам невроза больные распределились следующим образом: неврастения - 33 чел, (41,3$), истерический невроз - 39 чел. (48,7$), невроз навязчивых состояний - 8 чел. (10$). Ведущими психопатологическими синдромами были фобический - 35 чел, (43,8$), астенический - 23 чел. (28,7$) и депрессивный - 22 чел. (27,5$) синдромы. Длительность заболевания в обследуемой группе пациентов составила: до 1 года - 12 чел. (15%), от 1 года до 5 лет - 51 чел. (63,7$), свыше 5 лет - 17 чел. (21,3%). Нами учитывался также вид применяемой психотерапии. Групповая психотерапия применялась при лечении 31 больного (38,8%), индивидуальная психотерапия - в 27 случаях (33,7%) и в 22 случаях (27,5%) терапия была комплексной. Обследовались только пациенты, не имевшие сопутствующих соматических заболеваний. Методы исследования Для решения задач исследования использовались клинический и экспериментально-психологический методы. Клинический метод включал клинико-анамнестический, психопатологический и патогенетический методы. Клинико-анамнестический метод представляет собой процесс изучения анамнеза жизни и болезни пациента и не уступает по важности другим методам исследования (Мясищев В.Н., 1960). Данные субъективного анамнеза, дополняемые сведениями ближайшего окружения пациента (родственники) позволяет более полно оценить состояние больного, особенности формирования его системы ценностей и взаимоотношений с окружающими. Наиболее подробно при сборе анамнеза изучались конфликтные ситуации в жизни пациента, анализ которых способствовал выяснению особенностей личности больного. На каждого пациента составлялась специальная карта, куда заносились основные социально-психологические и биологические характеристики больного. Это позволило более полно описать основные конфликтные зоны пациента в системе его отношений. Карта включала следующие данные: основные клинические характеристики невроза, особенности раннего детского развития, родительская семья и взаимоотношения в семье, первые социальные контакты и их характер, особенности сексуального развития, семья больного и взаимоотношения в семье, образование и удовлетворенность им, трудовая деятельность и удовлетворение от работы, перенесенные заболевания в течение жизни, характер патогенной ситуации. Психопатологический метод являлся ведущим при анализе клинических проявлений болезни. Нами было выделено несколько наиболее часто встречающихся симптомов (причем за основу принимался преобладающий в клинической картине): астенический, фобический и депрессивный. Диагностика формы невроза основывалась на общепринятой классификации форм невроза: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Третьей составной частью клинического метода являлся патогенетический метод (по В.Н.Мясищеву). Этот метод основывается на изучении истории развития невроза; основное внимание при этом уделяется характеристике больного, а также условиям формирования системы его отношений. Большое значение при патогенетическом подходе уделяется анализу конфликтной ситуации и способам ее разрешения. Подобный анализ помогает понять связь невротической симптоматики с системой отношений больного и наметить пути их реконструкции. Экспериментально-психологический метод представлен в работе тремя методиками: "Тестом для измерения конфликтов", разработанным (1988) на основании триадной модели (1958), Кильским опросником и Симптоматическим опросником. Впервые "Тест для измерения конфликтов" был использован в Институте психологии университета им. В.Гёте г.Франкфурта-на-Майне (Германия) для обследования пациентов, страдающих алкоголизмом. Данная работа является первой попыткой использования теста для обследования больных неврозами. "Тест для измерения конфликтов" дает возможность измерения интрапсихического конфликта у больных неврозами в условных единицах. Количественные измерения внутреннего конфликта позволяют оценить эффективность психотерапии. Суть метода заключается в измерении противоречивостей в системе многообразных отношений пациента, сложившейся на данный момент, с определением несовместимостей между элементами этой системы. Из-за многочисленности данных и сложности их обработки использовался персональный компьютер "Макинтош" с заложенной в него специальной программой, позволяющей производить подготовку к использованию теста и непосредственную работу с опросником (который предлагался больному на экране компьютера), а также получать результаты исследования, непосредственно после завершения работы. Конфликт понимается как "относительная противоречивость мыслей, мнений, установок, отношений в пределах ограниченного когнитивного поля" (1989). Когнитивное полз состоит из определенного числа понятий (элементов) и взаимоотношений между ними. Элементы когнитивного поля включают как реально существующие ценности, значимые для пациента и окружающих людей, так и абстрактные понятия и цели. "Тест для измерения конфликтов" включает набор из 27 понятий, которые были отобраны на основе предшествующих многочисленных наблюдений больных неврозами (список понятий прилагается). Эти понятия (значимые зоны) условно были разделены на условные группы: 1 - конкретные лица близкого окружения (мать, партнер, дети), 2 - характеристики внутреннего плана (чувство вины, удовлетворенность жизнью, признание), 3 - жизненные сферы и обстоятельства (работа, семья, болезнь). Понятия можно представить как узлы когнитивной сети, в которой каждое понятие (или узел) связано с каждым другим посредством двух направлений, оцениваемых понятием "Я", являюшимся ведущим. Единицей анализа конфликтного влияния служил набор из трех понятий (триада), двусторонние связи между которыми образуют шесть типов отношений. Установки, мнения, отношения пациента определялись с помощью опросника, где они формулируются как субъективно оценивающая установка или как нейтральное по отношению к оценке мнение о влиянии одного понятия на другое. Направленность и выраженность отношений пациенты указывают на непрерывной шкале с двумя противоположными полюсами (положительным и отрицательным). "Отрицательными" влияниями являлись такие определения как: обременять, ограничивать, препятствовать, исключать и т.д. "Положительными" влияниями являлись: расширять, способствовать, обогащать, помогать и т.д. При ответе пациента учитывалась и его аффективная установка по отношению к испытывающему влияние понятию (желательные/нежелательные отношения). Для иллюстрации рассмотрим три понятия и их соотношения: "Я", т.е. сама опрашиваемая личность, "работоспособность", "независимость". В этой триаде возможны шесть типов соотношений, которые изображают установки личности в отношении двух других понятий, а также мнение о их влиянии друг на друга. Подготовительная работа психотерапевта заключалась в тщательном сборе анамнеза, который затем подвергался предварительному анализу. Выделялось несколько значимых зон, которые предположительно могли иметь конфликт и охватывали все сферы жизни и общения пациента. Затем психотерапевт после предварительной беседы с пациентом, в которой объяснялась суть предстоящей работы, предлагал больному список значимых для него зон. В этой части работы пациент имел возможность что-либо изменить и обсудить эти изменения с врачом. После чего совместно с пациентом составлялся окончательный список значимых зон и психотерапевт, используя программу компьютера, составлял индивидуальный опросник для пациента. На этом заканчивалась предварительная, но очень важная часть работы. Эта часть была важна и как подготовка к обследованию, и как совместная работа врача и пациента, способствующая улучшению контакта и понимания между ними. Затем следовала самостоятельная часть работы пациента, которую он проделывал на экране компьютера. По окончании этой самостоятельной части обследования программа, заложенная в компьютер, позволяла получить результат. Полученный результат сразу же мог обсуждаться с пациентом, что позволяло получить дополнительный материал для дальнейшей психотерапевтической работы с ним. В процессе работы, поскольку пациент постоянно вовлекался в обсуждение, у него формировалось ощущение собственной значимости и собственной ответственности за результат лечения. Это само по себе являлось началом психотерапевтической работы. Описанные особенности использования теста конфликтов делают его важным дополнительным методом в ходе психотерапии. Здесь необходимо упомянуть, что тест может также косвенно использоваться как диагностический, поскольку в процессе работы над тестом нами были отмечены некоторые характерные закономерности его выполнения пациентами с различными формами неврозов. Так, если пациент с трудом справлялся с заданием или не справлялся совсем и отказывался дальше работать с опросником, оправдывая это трудностью предлагаемого теста, то у врача возникали сомнения относительно правильности предварительного диагноза. Эти сомнения нередко подтверждались, подобную реакцию отказа демонстрировали лица с психопатией или больные с выраженным органическим поражением головного мозга. Экспериментально-психологический метод в работе был представлен кроме "Теста для измерения конфликтов" еще двумя методиками: I) Кильским опросником для определения степени сенситивности пациентов (1979) и 2) Симптоматическим опросником (1986). Кильский опросник содержит 50 утверждений, которые составляют 6 различных шкал. Все утверждения расположены на одном печатном листе (бланк опросника см. в Приложении). Пациент отмечает утверждение как положительное, даже если оно встречалось в его жизни однократно. В данной работе использованы шкалы сенситивности и инсенситивности. Обработка тестового протокола зависит от того, в какой временной период осуществлялось исследование и какую информацию хотел получить психотерапевт. Исследования проводились дважды: с диагностической целью и для определения степени изменений. Используются шаблоны, которые дают значения по каждой шкале и общее значение (показатель сенситивности). Симптоматический опросник служит для учета различных симптомов у больного на основании самоотчета. Утверждения шкалы сформулированы простым языком, отсутствуют специальные психопатологические выражения. Шкала применима для взрослых. С ее помощью можно установить средние значения у каждого пациента в общей сложности 9 симптоматических комплексов и кроме того индивидуальный профиль с некоторыми дополнительными данными. Предусматриваются также 3 различные общие индексы; опросник может использоваться в амбулаторной практике. Шкала может применяться до и после лечения. Дополнительные повторные измерения могут проводиться с интервалом в неделю. (Бланк опросника см. в Приложении). Пациент, отвечая на вопросы, дает ответы по 5-балльной шкале. - "вообще нет" – пациент указывает, что симптом его ни сколько не беспокоит; - "намного" – симптом отмечается редко и небольшой силы; - "довольно выражен" – симптом встречается часто, но он слабой или средней интенсивности; - "сильный" – симптом отмечается регулярно, от средней тяжести до высокой интенсивности; - "очень сильный" – пациент отмечает выраженные переживания из-за симптома в отношении частоты и интенсивности или из-за комбинации того и другого. Оценка. Для каждого фактора получают среднее его значение. Выделяются следующие 9 факторов: соматизация, принужденность, неуверенность в социальном контакте, депрессия, боязливость, агрессивность и враждебность, фобические проявления, параноидное мышление, психотизм. Нами был использован один показатель – главный симптоматический индекс, который равен сумме ответов на все пункты, деленной на 90. Все полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Статистические расчеты проводились на компьютере с использованием пакета статистических программ. |
<Предыдущая | След.> |
---|