Современные проблемы
этической теории
К традиционным проблемам этической теории относятся
проблемы половой морали, войны, расизма, бедности и смертной казни. В наши дни
в связи с развитием техники возникают новые
фундаментальные этические проблемы, связанные с генной инженерией,
исследованием стволовых клеток, имплантацией эмбрионов, клонированием человека,
вынашиванием и рождением детей «на заказ» и проч. Упражнения для бедер Эти проблемы возникают в то
время, когда огромные массы людей утратили даже остатки религиозных убеждений
(если они вообще у них когда-то были), которыми могли бы руководствоваться в
сложных этических ситуациях.
Кроме того, многие люди подпадают под влияние
философских и научных теорий, развивающих идеи о том, что у человека
отсутствует единое целостное Я, способное следовать непротиворечивым жизненным
принципам, что жизнь человека складывается из калейдоскопа непосредственных
впечатлений и реакций. Формирование целостного устойчивого мировоззрения
осложняется не только этими теориями, но и еще
двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство связано с побочными
продуктами развития информационных технологий. В данном контексте не имеет
смысла повторять всем известные истины о положительных сторонах этого процесса.
Но наряду с безусловными благами он имеет и свои отрицательные моменты.
Благодаря Интернету человеческий ум насыщается самой разнообразной информацией,
поступающей со всего света. Однако не все потребители этой информации
оказываются в состоянии понять ценность фактов, теорий, философских и
религиозных систем, о которых они узнают. Более того, плохо усвоенная
информация не может служить источником подлинного знания, способствующего
пониманию мира.
В результате формирование хорошо осознанной нравственной
системы взглядов не облегчается, а усложняется. Второе обстоятельство,
осложняющее формирование устойчивых моральных взглядов, — постмодернистский
плюрализм, который учит тому, что во всем огромном массиве поступающей по
электронным каналам информации нет никакой объективной истины. Ни одна
интерпретация не является более правильной, чем другая. Любое представление о мире культурно
детерминировано. Следовательно, мы не можем правильно понять культуры
прошлого или даже современные культуры, отличные от нашей собственной. А
поскольку мышление представителей нашей культуры может в будущем тоже измениться,
то возникает вопрос: целесообразно ли пытаться развивать какие-либо неизменные
этические принципы?
|