Нравственная неопределенность
современного общества
Несомненно, нравственная неопределенность
современного общества порождает сегодня у многих людей растерянность и
удивление. Мощные коллективистские идеологии,
основанные на системах представлений и практик, навязываемых из «центра»,
рухнули, оставив миллионы людей в мире без источников этических норм и
ценностей, которыми они привыкли руководствоваться в своей частной,
общественной, деловой и политической жизни. В то же время западный либерализм
как альтернатива коллективистским идеологиям также не удовлетворяет
современного человека.
Со времен его адвоката, знаменитого философа
Джона Стюарта Милля (1806-1873), либерализм, конечно, способствовал развитию свободного человеческого индивида и
формированию процветающих экономических систем (несмотря на различия в
понимании либерализма в разных странах).
Развитие либерализма началось с утверждения
так называемых «негативных прав» индивида: свободы
от вмешательства в жизнь гражданина — прежде всего со стороны властей — в
вопросах свободы совести, стиля жизни, вкуса, намерений, собственности, деловой
активности. Дальнейшее развитие либерализма вылилось в требование так
называемых «позитивных прав» в самых разных областях, которые оказались не
сбалансированными обязанностями, вытекающими из этих прав, и сопровождались
недооценкой важных нравственных ценностей. Профессор Бренда Элмонд, сама
сторонница либерализма, пишет следующее: «Современная критика либерализма, как
справа, так и слева, проистекает из серьезных болезней современного
либерального общества: из отсутствия укорененности отдельного индивида в
массовом обществе, деградации семьи, роста преступности, порнографии, — то есть
из нравственного и культурного вакуума, к которому, вероятно, приводят
некоторые варианты плюралистического либерализма...
Многие болезни современного либерального
общества обусловлены деградацией семьи и нарушением контрактных элементов
человеческих отношений... В современном обществе стало практически невозможно
заключить брак, если под браком понимать длительный (или даже заключенный на
определенное ограниченное время!) союз, основанный на взаимных обязательствах
сторон. А современные государства в своей заботе о подрастающем поколении и
семье руководствуются теоретически прекрасными, но практически очень
несовершенными программами».
|