})
Главная arrow Конфликтология arrow Понятие о внутреннем конфликте
Понятие о внутреннем конфликте PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Понятие о внутреннем конфликте
Страница 2

 

 

Представления о патогенетических механизмах возникновения и развития неврозов.

Понятие о внутреннем конфликте

В основу современного учения о механизмах возникновения неврозов легла предложенная и разработанная Мясищевым (1960) психология отношений. Центральное место в этом учении занимает представление о внутриличностном конфликте.

Внутренний конфликт остается в зоне пристального внимания исследователей с момента возникновения первых психологических теорий и по сегодняшний день. Очевидно, это связано с тем, что конфликт играет центральную роль на всех уровнях нашей жизни. На интраперсональном уровне мы обычно имеем опыт конфликта вся­кий раз, когда принимаем решение. И этот опыт служит фундамен­том нашей личности и наших собственных концепций. На конфликте отражаются все наши интерперсональные контакты, включающие работу, игру, любовь. Поскольку постепенно наши взаимодействия расширяются, расширя­ется и потенциальная роль конфликта. В до­полнение к роли конфликта в нашей жизни можно добавить две ха­рактерные его черты: первая – это большой потенциал разрушения всего, что входит в контакт с ним, вторая черта или особенность конфликта это то, что он провоцирует срочность исследования его во всем мире, так как развитие окружающего мира и растущая день ото дня напряженность дают возможность конфликту немедленно внедряться во все уровни жизни. Внутренний конфликт - это опыт, которого никто не может избежать. Он встречается ежедневно в наших отношениях, в каких бы ролях мы не выступали. Описывая интрапсихический конфликт в видении различных психологических теорий, в первую очередь суммируем накопленный опыт.

Психоанализ утверждает, что неврозы определяются невроти­ческим конфликтом. Конфликт ведет к задержке разрядки инстинк­тивных побуждений. Эго становится все менее способным справляться с усиливающимся напряжением и в конце концов оказывается подавленным. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы невроза. Термин "невротический конфликт" используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Условность этого обозначения принимается исследовате­лями. Обозначая невротический конфликт как внутренний (внутриличностный, интраперсональный, интраидивидуальный), необходи­мо упомянуть о другом типе конфликта – внешнем (интерперсональ­ном, межличностном). В про­цессе работы над проблемами интерперсонального конфликта стано­вится понятным, что внешний конфликт также является в большей степени внутренним, нежели имеющим внешние причины, т.е. основ­ной причиной межличностных нарушений является внутриличностная проблематика индивида, а внешняя конфликтная ситуация выступа­ет в качестве тримерного механизма. Это наблюдение подтверждается тем фактом, что не каждая психотравмирущая ситуация приводит к формированию невротического конфликта. Реально это возможно в случае, когда внешняя психотравмирующая ситуация проявляет внутренний разлад, т.е. увеличивает имеющийся интрапсихический конфликт до уровня клинических проявлений (Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова 1979). Причем, чем более глубок интрапсихический конфликт, тем менее значительной может быть психотравмирующая ситуация, спо­собная привести к неврозу (Захаров А.И., 1972,1988). А.И.Заха­ровым была описана развернутая динамика внутреннего конфликта, которая согласуется с динамикой стресса. Вначале необходимо на­личие психотравмирующих ситуаций и обстоятельств, вызывающих переживание. Затем имеющиеся трудности и невозможность их раз­решения приводят к столкновению противоположно-направленных мотивов и устремлений, что в свою очередь ведет к появлению чувства неудовлетворенности собой, понижению самооценки, умень­шению внутренней согласованности в оценках и суждениях и далее к повышению чувствительности в виде непереносимости определен­ных жизненных обстоятельств.

Отталкиваясь от первоначального представления, что в осно­ве невроза лежит интрапсихический конфликт, мы можем рассмот­реть его с точки "зрения различных концепций.

Психоаналитическая концепция представ­ляет внутриличностный конфликт как вытесненное в подсознание инстинктивное влечение, которое вступает в противоречие с требо­ваниями морали и общества.

С точки зрения некоторых психологов, внутренний конфликт может быть определен как ситуация соревнования, в которой части сознают несовместимость потенциальных будущих позиций и в кото­рой каждая часть желает занять позицию, которая несовместима с желаниями другой. Это определение конфликта включает два слова "сознавать" и "желать", из которых каждое имеет философский смысл. В рамках этого представления мы имеем дело с двумя вари­антами конфликта: потенциальным и актуальным. Потенциальный конфликт возникает тогда, когда обе части осознают, но только одна содержит желание. Актуальный конфликт мы имеем тогда, ког­да наряду с осознаванием имеется несовместимость желаний.

Представители поведенческой психологии основное внутреннее противоречие индивида понимают как несоответствие зафиксирован­ного навыка поведения требованиям социального окружения, либо противоречивыми тенденциями в поведении.

Последователи гуманистического направления определяют нев­ротический конфликт как столкновение тенденции к личностному росту с социогенетическими построениями личности (например, жесткая нормативная "Я-концепция".

Интересен взгляд на конфликт представителей теории науче­ния. Психологи описали четыре типа фундаментальных конфликтных ситуаций:  I) конфликт приближения – приближения, в котором личность разрывается между двумя жела­ниями; 2) конфликт избегания – избегания, когда выбор должен происходить между двумя нежелательными альтернативами; 3) конф­ликт приближения-избегания, в которой личность боится приблизить то, что желает; 4) конфликт двойного приближения – избегания, при сосуществовании двух тенденций приближения и избегания.

Сила каждой возможной тенденции (приближения и избегания) может быть определена не только в зависимости от близости к желаемому или избегаемому объекту, но и с учетом таких факторов как "сила привычки",  "сила поведения",  "интенсивность стимулов" и "побудительная ценность стимулов".

С точки зрения теории постоянства психологически вредно иметь внутренний конфликт (дисба­ланс, диссонанс, неконгруэнтность, непостоянство) в рамках од­ного убеждения или одной ценности. Последователи этой теории высказывают ел едущее предположение о направлении конфликта. Человек, который имеет направление на определенное действие и чувство ответственности перед этим, будет обязан сделать это действие, даже при неожиданно трудном опыте (боль или потеря) как следствие его выбора.

Исследователи, учитывающие прежде всего ролевые позиции, полагают, что конфликт может быть одной из главных мотиваций девиантного поведения. Девиантное поведение может быть ответом на несоразмерную или несоответствующую социализацию. Девиантный индивидуум, как правило, не имеет соразмерного тренинга, кото­рый бы привел его к соответствующим социальным нормам.

Интересен взгляд Зомасии на личность и внутренний конф­ликт. Им были предложены следующие категории: модель конфликта, модель завершения, модель постоянства. Модель конфликта представ­ляет личность как ведущую непрекращающуюся и беспрерывную игру между двумя силами, которые могут быть определены в продолжаю­щемся действии и являются противоположными. В соответствии с этой моделью жизнь должна быть компромиссом, который в лучшем случае включает динамический баланс двух сил, а в худшем - об­рекает на провал существование одной из них. В рамках этой мо­дели существуют две версии ее: 1) психосоциальная версия, 2) интрапсихическая версия.

Психосоциальная версия предполагает, что источник (основа) одной силы находится внутри индивида, а основа другой - в груп­пе или обществе.

Интрапсихическая версия предполагает, что обе силы исходят изнутри личности (индивида), не обращая внимания на его (ее) статус как личности или социальную сущность.

Модель завершения учитывает только одну силу, которая локализуется внутри личности. Жизнь в рамках этой модели представ­ляет прогрессивное движение, конфликт, хотя и возможен, но не необходим, и когда это происходит, то он представляется скорее несчастливым расстройством в жизни нежели неизбежным состояни­ем. Подобно модели конфликта, модель завершения имеет также две версии: актуализации и совершенства. Версия актуализации предполагает, что внутренняя сила приобретает форму генетическо­го планирования,-которое определяет специальные способности лич­ности. Один удачливее другого в актуализации, причем удачливее тот, кто имел больший потенциал при рождении не придает такого большого значения генетически детерминирован­ным способностям. Внутренняя сила составляет движение идеалов, то, что один имеет менее удачные генетические способности, не­жели другой, не учитывается. В обеих моделях завершения в осно­ве лежит содержание внутренней силы».

Третья модель - модель постоянства основывается на созида­тельном влиянии обратной связи окружающего мира на личность. Обратная связь есть нечто согласующееся с тем, что было пред­ставлено или произведено привычным образом, Жизнь в рамках
этой модели понимается как растянувшаяся попытка к поддержанию постоянства. Эта модель также имеет две версии: когнитивного диссонанса и активации. Версия когнитивного диссонанса основы­вается на мыслительных категориях, в которых непостоянство может присутствовать (непостоянство между двумя представлениями и восприятием актуально происходящего). Версия активации рассматривает постоян­ство и непостоянство между обычным уровнем телесного напряжения или активацией, которая актуально существует в данный момент времени.

Внутреннему конфликту посвящено большое количество работ и исследований, поскольку по признанию всех теоретических школ и учений интрапсихический конфликт является краеугольным кам­нем невротического состояния. Однако, по-прежнему, сохраняется описательный характер изучения внутреннего конфликта, и некото­рые высказываемые эмпирические предположения требуют дальнейше­го исследования. Например, 1) конфликт, вызывающий страх или отвращение, более труден для разрешения, чем конфликт связан­ный с побуждением желания; 2) конфликт, который угрожает самооценке, более труден для разрешения, чем конфликт не связанный с ней; 3) конфликт межцу частями, которые обоюдно воспринимаемы и равны по силе, более труден для разрешения нежели конфликт, в котором части различны по силе; 4) существующие патогенетиче­ские процессы, присущие конкурирующему конфликту, такие как вос­принимающее искажение, самооценка, невольное вовлечение - это тенденции, которые увеличивают и укрепляют конфликт.

Многие исследователи отмечают неоднозначность соотношения внутренних и внешних конфликтов у больных неврозами. Однако большинство из них склоняется к тому, что имеющийся у индивида интерперсональный конфликт является следствием интралерсонального конфликта, который в свою очередь при определенной жизнен­ной ситуации играет основную роль в патогенезе невроза.

Межличностные сложности у больных неврозами затрагивают, как правило, различные сферы жизни и деятельности (производст­венная, семейная, сексуальная, бытовая, социальная) и приводят к дезадаптации индивида в окружающей среде (Федоров А.П., 1976). Препятствием к дезадаптации личности являются процессы, направ­ленные на борьбу и преодоление конфликтной ситуации.

В широком понимании к психологическим адаптивным механиз­мам относят два типа процессов:

защитные психологические механизмы, которые, по мнению ряда авторов, являются неотъемлемым компонентом интрапсихического конфликта (Савенко Ю.С., 1971; Иовлев Б.В., 1974; Чайка Ю.В., 1974; Кутеладзе З.Ю., 1985; Ташлыков В.А., 1986.) механизмы "совладения" с трудностями, так называемые копинг-механизмы. Если первый тип связан с
внутриличностными проявлениями пациента, то второй - подразуме­вает поведенческие стратегии совладения с ситуацией.

Психологическая адаптация в современной литературе опреде­ляется как возможность личности приспособиться к окружению и взаимодействовать с ним (Пиаже Ж., 1939). Адаптация является результатом двух взаимодополняющих процессов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция - это накопление нового опыта посредством собственной системы познания. Аккомодация - приспособление   системы знания отдельно взятой личности к реально существующим запросам окружающей среды. Вместе эти два процесса, которые яв­ляются динамическим эквилибриумом, создают схему. Схема может быть определена как специфическая когнитивная структура, вклю­чающая в себя поведенческий паттерн. Важность изучения механизмов адаптации отражается в обширной литературе, посвященной этому вопросу (Воронцов В.А., 1971; Василевский Н.Н., 1972; Богомолов Ю.Л.,). 

Подчеркивается также необходимость изучения механизмов "психологической защиты", которые дополняют адаптационные меха­низмы. Впервые термин "психологическая защита" был введен в психоаналитической практике. Концепция адаптивности подразумевалась, например, при рассмотрении взаимосвязи между побуждением и объектом. Он предполагал суще­ствование нескольких защитных механизмов, но его описания фокусировались на подавлении, как наиболее часто используемом защит­ном механизме. В современной психодинамической литературе уже описано более 30 видов защитных механизмов. Предложена общая классификация механизмов защиты на основании степени зрелости, в которой все они разделяются на четыре группы.



След.>