|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Проблема внутриличностных конфликтов в современном обществе |
Проблема внутриличностных конфликтов в современном обществе Настоящая статья посвящена исследованию внутриличностных конфликтов современного общества. Рассмотрена проблема внутриличностного конфликта в рамках западной и отечественной психологии, сделана попытка дать общее определение данному виду конфликтов, описать причины и способы его преодоления. Проблема внутриличностного конфликта, выработка средств психологической защиты от него является актуальной научно-практической проблемой практической психологии. Это обусловлено, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания внутриличностных конфликтов у молодежи разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. В психоаналитической теории под внутриличностным конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри личности: между Оно и Сверх-Я (3. Фрейд), между чувством неполноценности и стремлением его преодолеть (А. Адлер), между личным Я и архетипом (К. Юнг), между противоречивыми "невротическими потребностями" (К. Хорни). Для бихевиористов внутриличностный конфликт - это совокупность реакций, являющихся результатом ошибочного воспитания (Б. Скиннер). К. Левин в своей теории пишет, что конфликт - это ситуация, обусловленная необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность. Когнитивная психология рассматривает внутренний конфликт как негативное состояние, возникающее в ситуации несогласованности личностных конструктов или как несоответствия знания и поведения (Дж. Келли, Л. Фестингер). В гуманистической психологии - это противоречие, возникающее между Я-концепцией и опытом человека (К. Роджерс), между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). С точки зрения экзистенциальной психологии внутриличностный конфликт понимается как ситуация потери личностью смысла жизни (В. Франкл). В отечественной психологии внутриличностный конфликт рассматривается в рамках нескольких направлений. В теории деятельности конфликт интерпретируется с помощью структурных компонентов деятельности (мотив, отношение, цели), являющихся основаниями для конфликта, и с позиции деятельности как условия возникновения конфликта (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин). В рамках теории развития личности конфликт описывают как психологическое явление, сопровождающее процесс развития личности и проявляющееся в ситуациях, когда человек переживает возрастные кризисы (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Существуют также работы, рассматривающие конфликт либо в контексте критических жизненных ситуаций в жизни человека, одной из которых и является конфликт (Ф. Е. Василюк, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов), либо как условие развития самосознания (В. В. Столин). Т. е. отечественная психология исходит из того, что внутриличностный конфликт - это противоречие между различными сторонами (мотивы, ценности, неудовлетворенные потребности), свойствами, отношениями и действиями индивида. Если противоречия, занимающие значимое место в структуре личности и касающиеся ценностей, на которых основывается весь смысл жизни человека, продуктивно разрешаются, то внутренний конфликт становится условием личностного развития. В самом общем виде внутриличностный конфликт можно рассматривать как противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. На основании того, какие тенденции личности вступают в борьбу, можно говорить о существовании разного рода внутренних конфликтов: мотивационный конфликт - хочу и хочу; нравственный или моральный - хочу и надо; конфликт нереализованного желания - хочу и могу; ролевой - надо и надо; адаптационный - надо и могу; конфликт неадекватной самооценки - могу и могу. Внутриличностный конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать и как источник развития личности, и как причина развития невротических реакций. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек приобретает возможность для интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для самореализации. Если выход из конфликта не найден или использование психологических защит не ведет к устранению, сведению к минимуму чувства тревоги или страха, то такой конфликт является источником неуверенности личности, неустойчивости ее поведения, неспособности добиваться сознательно поставленных целей.
Филипович В. Н. |
<Предыдущая | След.> |
---|