})
Главная arrow Отрасли психологии arrow Генетическая психология arrow Генетическая психология в историческом ракурсе
Генетическая психология в историческом ракурсе PDF Напечатать Е-мейл

Генетическая психология в историческом ракурсе

Закономерно, что в историческом плане основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980 гг.), который запомнился современниками как «детский врач». Удивлены? Да, да, именно детский. Основную часть своей работы он проводил в исследованиях психологии детей. Именно генетическая психология этого периода представлена Пиаже в детском направлении (если можно так выразиться). А сам врач представлен как один из наиболее известных ученых, чей послужной список составили принципиально новый и важный этап в развитии современной психологии.

Свою работу он начал с лекций, которые читал в Женевском университете и работать в доме малютки в этом же городе. Собранные им материалы этот периода и создали основу первых книг ученого «Мышление и речь ребенка» (1923 год) и «Моральное суждение у ребенка» (1932 год). В этих книгах автор изложил основы своей теории когнитивного развития ребенка. В свою очередь, развитие он рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

А в 1949-1951 годах доктор Пиаже создает свой основной жизненный труд под названием «Введение в генетическую эпистемологию» (1951 год), а позже - 1955 года возглавляет созданный по его же инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Тут должен сказать, что директором центра Пиаже остался до конца своей жизни.

Теорию развития детского мышления Ж. Пиаже сопоставил на основе психологической логики и биологии. В своих убеждениях доктор исходил из идеи о том, что развитие интеллекта является основой психического развития в целом. В серии научных экспериментов он доказывал свою концепцию, показывая, как уровень интеллекта и понимания влияют на речь детей, их восприятие и даже память. То есть, Пиаже пришел к выводу, что этапы человеческого психического развития - это не что иное, как этапы развития интеллекта, через которые ребенок постепенно проходит, формируя при этом все более адекватные схемы поведения в различных ситуациях. А основой этой схемы как раз и служит логическое мышление человека (в данном случае ребенка).

Пиаже говорил о том, что именно в процессе развития происходит адаптация организма и психики к окружающей нас среде. Интеллект потому и является стержнем развития сознания, что именно понимание обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация – это не пассивный процесс, а как раз активное взаимодействие человеческого организма со средой, в которой он пребывает. Активность при всех раскладах есть необходимое условие развития, так как схема, считает ученый, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема действий вырабатывается человеком в процессе активного взаимодействия со средой. По словам Ж. Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с этим объектом».

В процесс адаптации к внешней среде, по мнению Пиаже, ребенок использует некие механизмы построения схемы – это так называемая ассимиляция и аккомодация. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации. Примером этой ассимиляции может служить некая игру, в рамках которой дети познают окружающую действительность. Аккомодация же является изменением готовой схемы при изменении ситуации, схема, таким образом, действительно является адекватной с отображениям всех нюансов конкретной ситуации.

Процесс исследования мышления и у самого Пиаже происходило неоднократно и постепенно. В 1920-е годы он, изучал категорию мышления через изучение развития речи у ребенка, повторяя при этом ошибки своих коллег. Он приходит к мнению, что мышление появляется сначала как некое «аутистическое состояние», то есть внутреннее, а затем проходит стадию эгоцентризма («Я-концепция») и становится внешним (реалистичным). Аналогично следует процесс развития речи человека, которая из эгоцентрической речи (речи для себя) становится речью социальной (речью для других).

Позже эти выводы Ж. Пиаже вызвали критические нарекания со стороны других психологов – Выготского, Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление не предшествует реалистическомую Но все же в этот период Пиаже сделал открытия, оказавшие огромное значение для понимания развития психики у детей и формирования человеческого интеллекта. Он первый доследил такие особенности детского мышления, как эгоцентризм (непринятия чужой точки зрения), синкретизм (цельность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общие факторы), артифициализм (искусственное создание мира), анимизм (детская одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Следующий этап исследований начался в 1930-х годах, был связан с его изучением стороны мышления, связанной с операциями. И он пришел к правильному выводу - развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций человека. Пиаже даже разработал эксперименты для их изучения. Нужно сказать, что Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблематике, так как большинство ученых (Выготский, Штерн, Бюлер и другие) исследовали в основном не сам процесс мышления, а его продукты, то есть мыслительную деятельность.

В экспериментальных исследованиях, которые проводились с детьми в природной для них среде, Пиаже так же доказывал, что мыслительные логические операции и общие понятия доступны детям только в конце периода дошкольного возраста. Психолог Пиаже является тем, кто разработал широко известную на сегодня форму периодизиции инллекта. Он стал одним из самых почитаемых ученых, авторитет которого признан во всем современном мире.

После смерти Пиаже число его последователей становится катастрофически большим. Его последователи внесли большой вклад в генетическую психологию. Но главное, конечно, в том, что именно Пиаже первый понял и исследовал специфику детского мышления, показал, что мышление у ребенка не хуже и не лучше, оно просто принципиально отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им концепции развития человеческого интеллекта давным-давно стали экспериментальными и даже диагностическими. Сейчас же ядро этих теорий несет большую пользу для практической и генетической психологии.

 

Автор: администратор

След.>