|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Немного об истории военной психологии |
Рост публикаций, посвященных проблемам военной психологии Определенную роль в становлении военной психологии как прикладной дисциплины сыграло применение эксперимента Бехтеревым И.М., Нечаевым А.П., Калачниковым .П., Полянским В. и др. Распространение эксперимента, широко использовавшего в естествознании и общей психологии, обогатившего эти науки данными о физиологии органов чувств, функционировании нервной системы, способствовало утверждению общей психологии и таких ее отраслей, как военная психология. Развитие системы оказания психиатрической помощи пострадавшим во время войны воинам, введение должностей военных врачей-психиаторов, организация психиатрических отделений в военных госпиталях в начале XX века привели к созданию необходимости проведения психопрофилактической работы, исследованию и построению системы знаний о психологии личности воина, изучения факторов боя, отрицательно влияющих на психику солдат и офицеров. В ряды специалистов, занимающихся проблемами военной психологии, влились врачи психиаторы, выпускники медицинских факультетов университетов и медицинских академий, изучающих психологию на кафедрах вузов. Среди них имена Аствацатурова, Владычко,Шумкова, Розина, Малиновского и др., которые внесли неоценимый вклад в становление военной психологии в самостоятельную отрасль науки. Одновременно с накоплением знаний шло конституционное закрепление военной психологии и признание ее. Об этом свидетельствуют материалы отдела военной психологии Общества ревнителей военных знаний. Отдел был создан в 1908 году. Направление работы отдела характеризует первый параграф « Правил отдела «, который гласил: « Отдел военной психологии имеет целью разработку военной психологии как отрасли общих и военных наук, исследующей духовную сторону явлений войны и наилучшую подготовку и использование психической стороны — сил, средств и способов вооруженной борьбы». Только в период с 1908 по 1912 год состоялось 50 заседаний, были разработаны: анкеты к участникам русско-японской войны, программа занятий отдела, устав, были прочитаны и обсуждены доклады по проблемам военной психологии. В сборнике ревнителей военных знаний, только за период с 1908 по 1911 год было опубликовано 12 работ о военно-психологических исследованиях членов отдела военной психологии. Таким образом, в России в период XIX- начало XX века сложились условия для превращения военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Она получила свою систему, структуру, предмет и задачи. Узловые разделы военно-психологической науки середины Х1Х - начала ХХ века Русскую военно-психологическую мысль отличает то, что проблема личности всегда выделялась в ней как наиболее важная. Ее научная разработка с использованием общепсихологических и военно-психологическиих методов началась во второй половине Х1Х века. Это обусловлено: Культурно-историческими условиями развития России и русской армии. Наличием гуманистических традиций, морально-этической основы для изучения личности воина. Крупными изменениями в обществе и армии в результате проведенных (1860-1870 гг.) реформ. Изменением социального и материального положения военнослужащих. Потребностями военной науки и практики в создании системы воинского воспитания, основанном на научных представлениях о психологии воина. Высоким уровнем развития общей психологии. До середины Х1Х века категория «личность воина» носила больше философское значение. Сведения о личности воина в основном воплощались во взглядах передовых людей своего времени: руководителей, полководцев, ученых и литераторов на сущность военного дела. Они выражали наиболее общее, что присуще русскому воину, и перечень качеств солдата, необходимых для победы армии на поле боя. А с 80-90-х годов, после изменения характера военной службы и самой армии, начинается активное исследование проблемы личности воина, которое опиралось как на собственные военно-психологические знания, так и на выводы русской психологической науки, которая в этот период изучала «психологию живой, деятельной, реальной личности. Преобладающей точкой зрения в это время было мнение, что «лишь отнесение к личности делает реальным такие психологические категории, как чувство, ум, воля, вне личности все эти духовные качества лишь «логическая отвлеченность». И на этой точке зрения стояли многие специалисты, занимавшиеся проблемами военной психологии. Военная наука к этому времени пришла к выводу, что развитие военно дела, изменение способов ведения войны требуют такой системы воинского воспитания, где в центре стоит воин как личность, обладающая «непоколебимой преданностью военному делу, выдающейся сознательностью поступков, предприимчивостью, самостоятельностью и находчивостью, покорностью военному делу и дисциплине, неистощимой телесной и духовной энергией, наклонностью к тесному служению товариществу, а главное беззаветным мужеством, храбростью, решимостью и самоотверженностью». Развитие индивидуальной психологии /психологии личности воина/ в этот период можно представить в виде следующих тенденций: человека-воина - это отдельный человек, участвующий в бою; личность воина - особенности, индивидуальность воина, отличающая этого воина от другого, это человек, обладающий своими присущими только ему индивидуальными особенностями; личность как совокупность социальной группе до службы в армии и которые он приобретает в период службы; личность воина как категория для обозначения сознательного субъекта деятельности, конкретного человека, занимающегося воинской и прежде всего боевой деятельностью.
Автор: Абдурахманов, кандидат психологических наук, подполковник |
<Предыдущая | След.> |
---|