|
Психофизиология | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ассоциативная психология |
Ассоциативная психология Ассоциативная психология – область психологической науки, которое породило целый ряд школ, теорий, концепций и учений. Его представители считают ассоциацию главным перманентным механизмом функционирования человеческого сознания и психики. В историческом ракурсе более известной стала школа гештальтпсихологии. Гештальт (с немецкой) – образ. Но давайте по порядку. Итак, в развитии АП можно выделить несколько исторических этапов. Первый этап – IV век до н. э. – середина XVIII века н. э. Характеризуется возникновением предпосылочных учений АП. Механизм ассоциаций был хорошо описан еще в античность Платоном и Аристотелем (так называемые «процессы припоминания»). В итоге принципы ассоциации использовались уже в нашем веке для понимания процессов человеческих страстей (Декарт), приобретение опыта и навыков (Гоббс), особенностей человеческих мыслей (Спиноза), восприятия мировоззрения и пространства (Беркли), а также возникновения т.з. Локковских «ложных идей» и т.п. (именно Локк внедряет термин «ассоциация»). Но только у Юма это понятие становится определением всей познавательной сферы психики человека. Второй этап – середина XVIII – начало XIX века. Теперь ассоциация выступает определением психики вообще, возникают научные труды и законченные научные системы (Браун, Гартли и другие). Наиболее характерна черта этого времени – желание вывести все закономерности психики и сознания из механических о своей природе связей (то есть ассоциаций) далее всех ощущений и человеческих представлений. Третий этап - XIX - начало XX века. Период кризиса ассоциативной психологии, вызванного невозможностью свести законы сознания к механическим законам, а потому выдвигаются требования введения в теорию ассоциаций биологического аспекта (Спенсер). В экспериментальной психологии попытки рассмотреть ассоциации были предприняты Фройдом в исследовониях мотивации и психоанализа и увенчались великим научным бумом. Также в практике идеи ассоциаций используются для объяснения законов памяти (Эббингуз), в диагностике при исследованиях различных форм психических расстройств и патологий (Блейлер). Четвертый этап – 1900 – 1920 гг. XX века. Полное исчезновение ассоциативной психологии, тотальная дискриминация направления. Его идеи и по сей день разбросаны в различных областях психологии. Некоторые элементы концепции хорошо внедрялись в практику школой гештальтпсихологии, другие имеют авторитет сегодня. Общепризнанным осталось мнение о том, что «ассоциация» - это психический феномен разряда фундаментальных, которое требует глубокого анализа и изучения. Тем не менее, критический анализ идей ассоциативной психологии содержится почти во всех сегодняшних основных ветвях психологической дисциплины, изучается на психологических факультетах различными кандидатами и докторами не только психологии, но и других наук.
Автор: Администратор
|