Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



"Свободные элементы" PDF Напечатать Е-мейл

При формулировке задач следует учесть вопрос, который я назвал бы проблемой "свободных элементов". Начальник должен стремиться к тому, чтобы каждое задание, поставленное отдельным работникам, содержало "свободные элементы", выполнение которых следует оставить разумению и инициативе исполнителя (следует тут добавить, что "свободные элементы" отнюдь не означают недостаток ясности и точности поставленной задачи). Необходимо, как считает С. Беньковский, полнее использовать врожденное человеку стремление к самостоятельности. Это стремление, по его мнению, следует за человеком от колыбели до гроба. Человек, систематически лишенный в своей профессиональной деятельности таких "свободных элементов", быстро остынет к работе и при первой представившейся возможности бросит работу, не дающую ему личного удовлетворения*.

* (S. Bienko wski, Psychologia kierownictwa, Krakow, 1947, s. 57, 58.)

А. Сартайн и А. Бэкер отмечают, что руководители чувствуют себя лучше в своей деятельности, нежели рядовые работники. Одну из существенных причин этого они видят в том, что руководители имеют значительно больше "свободных элементов" в своей работе, чем их подчиненные. "Ничто не ранит сильней, - пишут они, - нежели сознание того, что являешься только винтиком в машине или строчкой в ведомости заработной платы"*. А. Ф. Уаттерс пишет: "Сегодня, со своим сознанием интеллектуальной независимости и значения своих знаний и своей инициативы, человек "бунтует" против лишения его возможности участвовать в решениях, влияющих на его судьбу и, следовательно, на работу, в которой проводит большую часть своего времени"**.

* (A. Q. Sаrtain, A. W. Baker, The Supervisor and his Job, New York, 1965, p. 87.)

** (A. F. Wattrs, Management and Motivation, Releasing Human Potential, "Management - A Book of Readings," New York, 1964, p. 383, 384.)

А. Шлее проблему "свободных элементов" рассматривает со стороны непосредственного интереса учреждения. Он считает, что наличие "свободных элементов" является одним из факторов, способствующих техническому прогрессу. Кроме того, они создают возможность самостоятельного мышления и, следовательно, обуславливают воспитание людей, способных следить за прогрессом в области их профессиональной деятельности*.

* (E. Sсhleh, Management by Results, New York, 1961, s.126.)

Ясно, что наличие "свободных элементов" в заданиях является только одним из многих факторов, способствующих развитию творческой мысли в области модернизации процессов труда. Одно здесь не подлежит сомнению: формирование творческой мысли в изоляции трудно, а часто и вообще невозможно. Необходимым условием ее развития является контакт с творческой средой. Почти каждая научная дисциплина имеет свою среду, центром которой является либо специальный журнал, либо научное учреждение. Работник, таким образом, имеет возможность в той или иной форме принимать участие (хотя бы пассивно) в развитии мысли, связанной с тематикой его профессии.

Очевидно, что такого типа активность не была бы в ущерб его прямым обязанностям. Руководители всех уровней должны в границах возможности и потребности создавать подчиненным условия для посещения какого-нибудь научного съезда, симпозиума или конференции.

В заключение этого параграфа приведем высказывание Я. Зеленевского, что одной из основных обязанностей начальника является развитие творческих начал в работе подчиненных*. Рассмотренные "свободные элементы" особым способом содействуют их развитию.

<Предыдущая   След.>