Главная arrow Отрасли психологии arrow Социальная психология arrow Проблемы воспитания молодого поколения
Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Проблемы воспитания молодого поколения PDF Напечатать Е-мейл

В современном мире происходит напряженный поиск новых человеческих ориентиров, прогрессивных путей развития. В настоящий момент Украина переживает коренное изменение подходов к образованию и социокультурной политике в целом, образование и воспитание будут переориентироваться на развитие личности, ее возможностей и качеств. Возрождение Украинского государства требует возвращения народу того культурно педагогического наследства, которое объективно существует, но и до сих пор отчужденная и недостаточно изученная.

Становление независимости Украины, потребность перестройки национальной системы образования и воспитания обусловили рост интереса к педагогическому наследству украинских педагогов как важному источнику развития современной педагогической теории и практики. Сегодня особенное внимание научных работников сосредоточено на идеях, взглядах, концепциях тех педагогов, которые мало известны, и открытия и весомые достижения которых игнорировала авторитарная система.

К таким педагогам принадлежит Григорий Григорьевич Ващенко (23.04.1878 - 02.05.1967), теоретик и практик, профессор - широко известный в диаспоре, но малоизвестный на Родине. Около него творческих интересов было широким: воспитатель будущих педагогов и осмислювач педагогического дела в новых социально-политических условиях, автор многих статей и книжек, запроваджувач преподавания родным языком. В ноябре в 1995 г. было создано Всеукраинское Педагогическое Общество имени Григория Ващенко. В первый раз обнародован значительный перечень педагогических произведений выдающегося ученого.

Однако, к педагогическому наследству Григория Ващенко не обращались ни современные исследователи, ни их предшественники. Целостного и специального исследования творчества выдающегося педагога в отрасли освещения проблем воспитания и учебы молодежи, концептуальных основ национального воспитания, формирования воспитательного идеала у подрастающих поколений до этого времени в историко-педагогической науке нет. Вот почему последующее развитие науки и школы побуждает к изучению творческого наследства Григория Ващенко, исследование его педагогического задела, который раньше не был предметом рассмотрения.

Научный анализ преподавательской практики Г.Ващенко, его педагогических произведений имеет не только теоретическое значение, но и большую практическую ценность в условиях реформирования украинской школы, воплощения гуманистического подхода к воспитанию. Учитель, осведомленный с сокровищами педагогического наследства своего народа, будет творчески использовать это достояние, приобщать молодежь к родной культуре, будет способствовать формированию в будущих поколениях высокой нравственности, духовности, будет воспитывать на ярких примерах идеал жизнедеятельности.

В современной педагогической литературе мы не находим отдельных исследований, где бы в систематизированном и обобщенном виде анализировались педагогические взгляды и деятельность, биография и научно публицистическое творчество Григория Ващенко. Наиболее общие сведения о жизни и педагогической деятельности Григория Ващенко содержатся в материалах работы Всеукраинского конгресса Педагогического Общества имени Григория Ващенко, публикациях Омельяна Коваля (Бельгия), Гетца Хиллига (Марбург, Германия), Светланы Стефанюк.

Хронологически и, в известной мере, тематически ближайшее к нашему исследованию стоят работы А.Алексюка, А.Бойко, О.Гентош, А.Погрибного, М.Рудакевич, Б.Павлива, в которых приведено значительное количество уникального материала фактологии из жизни и научно педагогической деятельности профессора Григория Ващенко. Вопросы, связанные с творческой деятельностью и педагогическим заделом Григория Ващенко, занимают заметное место среди научных разработок историков педагогики - О.Вишневского, П.Кононенко, В.Майбороди, М.Стельмаховича. Некоторые важны проблемы, которые прямо или посредственно относятся к теме нашего исследования, содержатся в трудах Т.Усатенко, С.Стефанюк, В.Каюкова, К.Киндрася, Ю.Руденко, 3.Сергійчука. Разные аспекты педагогической деятельности Г.Ващенко раскрывают Ю.Григор’ев, О.Падалка, А.Нисимчук И.Смолюк, О.Шпак. Все исследователи акцентируют свое внимание на значении научной и педагогической деятельности Г.Ващенко в контексте украинского национального возрождения.

Интерес к творчеству этого большого украинского педагога предопределен значительной актуальностью для нашего времени его педагогического наследства, в основе которого лежит идеалистическое мировосприятие научных идей в сочетании с высокой человечностью. Его имя связано с обогащением педагогики многоплановыми, разноаспектными психолого-педагогічними трудами, среди которых “Проект системы образования в самостоятельной Украине”, “Общие методы учебы”, “Воспитания воли и характера”, “Воспитательный идеал”, “Воспитание любви к Родине”. Как педагог с оригинальным творческим лицом, он интересует нас также с точки зрения на перестройку высшей педагогической школы. Кроме того, в истории педагогики Г.Ващенко появляется пропагандистом национального воспитательного идеала, именно благодаря которому корегуеться деятельность человека, ее сознание и чувство ответственности перед целым народом за свой род. Этот важный педагогический фактор дает человеку возможность сформировать самосознание, познать себя и найти свое место в мире, создать основу для эмоционального общения и труда между людьми, что в конечном итоге очеловечит мир.

Поскольку Григорий Григорьевич Ващенко разрабатывал проблемы цели и содержания воспитания, учебы и образования, занимался проблемами воспитательного идеала, вопросами взаимоотношений воспитателя и воспитанника, утверждал идеи естественного равенства людей перед Богом, зависимости их моральных понятий и поступков от воспитания, етнопедагогичних условий, то мы считаем, что целесообразность научного исследования обусловливается развитием педагогической науки в Украине. Научное решение современных образовательных проблем невозможно без знания взноса, сделанного педагогами прошлого у осмысления и переосмысления отечественного и зарубежного педагогического опыта, в том числе и той его части, которая до сих пор освещала предвзято.

Целесообразность нашей работы обусловливается развитием педагогической науки в Украине именно в настоящий момент, когда возвращаются несправедливо забытые, преднамеренно вычеркнутые из истории имена творческих деятелей, писателей, педагогов. Это касается и исторической правды педагогической деятельности Григория Ващенко, которая, невзирая на оторванность от родной земли, не растворилась в чужеземной среде, а, наоборот, сохранила национальное самосознание и развила разные направления науки и культуры в надежде, что в будущем ее задела могут прислушиваться в Украине.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы, а также ее неразработанность, мы определили тему исследования: “Проблемы воспитания молодого поколения в творческом наследстве Григория Ващенко”. Выбрано направление исследования входит в план научно-исследовательской работы Запорожского государственного университета, целесообразность которого обусловливается соответствующим развитием теории и истории педагогики.

<Предыдущая   След.>