Главная arrow Отрасли психологии arrow Социальная психология arrow Психологические особенности развития “Я-образа”
Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Психологические особенности развития “Я-образа” PDF Напечатать Е-мейл

Новые социально-экономические и политические процессы, которые происходят в Украине, имеют целью построение демократического,  социально правового общества. Направлять движение в таком направлении невозможно без воспитания всесторонне развитого,  духовно богатого, ответственного и внутренне свободного молодого поколения. Реализация Государственной национальной  программы “Образование (Украина ХХІ века)”, социальный запрос, собственные потребности практической психологии актуализируют  необходимость глубокого познания психологических особенностей внутреннего мира современной молодежи.

Заострение противоречий, которые сопровождают переломные периоды развития общества, неопределенность в смысле жизни и  отсутствие уверенности в будущем способствуют росту отклонений в поведении несовершеннолетних. Как свидетельствует практика  работы современной школы, это явление более частое наблюдается среди учеников подросткового возраста, который сам по себе является критическим с точки зрения психофизиологических изменений. Рост правонарушений, преступности, распространения вредных привычек, употребления  психотропных веществ является проявлениями тех девиантных форм поведения, к которым прибегают подростки. Среди  социально психологических факторов их возникновения психологи отмечают тенденцию к распространению у учеников  акцентуйованих черт характера. Они налагают отпечаток на личность, усиливая уровень ее дезадаптивности.  Научные работники утверждают, что основным психическим новообразованием подросткового возраста является формирование “Я-образа”, который играет  важную роль в механизмах поведения, деятельности, адаптациях к социуму и тому подобное. Поэтому рост трудностей в  учебно-воспитательной работе с акцентуйованими подростками также обусловленно отсутствием исследований развития их  образу“я”.

Изучение самосознания личности было предметом исследования отечественных ученых: М.И.Алексеевой, Б.Г.Ананьева,  А.Г.Асмолова, И.Д.Беха, О.О.Бодалева, Л.И.Божович, М.Й.Боришевского, Л.С.Виготского, О.М.Леонтьева,  С.Д.Максименко, В.И.М’ясищева, П.Р.Чамати но др. и зарубежных: Р.Бернса, А.Маслоу, К.Роджерса, З.Фрейда, К.Юнга но др. Проблематика работ охватывает рассмотрение теоретических и прикладных вопросов: генезис самосознания соответственно вековых  периодов развития личности; зависимость развития самосознания от влияния социального окружения; особенности  формирования профессионального, гражданского, экологического сознания и самосознания; влияние самосознания, как основного  фактора самоконтроля и саморегуляции поведения но др.

Особенности негативных проявлений подросткового возраста, а именно - дезадаптивнисть, отклонение в поведении, акцентуации  характера, невротичные срывы, рассмотренные в трудах В.М.Бехтерева, И.С.Булах, П.Я.Ганнушкина, О.В.Кебрикова, К.Леонгарда,  А.Е.Личко, С.И.Подмазина но др. Учитывая тенденцию к распространению кризисных явлений подросткового возраста на современном этапе  развития общества, следует отметить, что проблема формирования психического новообразования - “Я-образа” - осталась  недостаточно изученной научными работниками. Исследователи опосредствовано отмечают, что ученики подросткового возраста с отклонениями в  поведении характеризуются преимущественно несформированным или негативным образом “Я”. Однако неисследованной  остается проблема психологических особенностей развития “Я-образа” подростков с конкретными, наиболее распространенными  в современной школе акцентуациями характера и формами отклонений в поведении.

Учитывая актуальность и недостаточную разработку данной проблемы, мы избрали тему исследования: “Психологические  особенности развития “Я-образа” акцентуйованих подростков”.

Тема диссертации входит в тематический план научно-исследовательской работы кафедры психологии Национального  педагогического университета имени

М.П. Драгоманова и утвержденная советом из координации научных исследований в отрасли педагогики и психологии АПН Украины  (протокол № 5 от 14.06.99 года).

Объект исследования - становление “Я-образа” подростка.

Предмет исследования - психологические особенности развития структурных компонентов “Я-образа” подростков из акцентуациями  характера.

Цель исследования - обнаружить психологические особенности развития “Я-образу” подростков с определенными, наиболее распространенными в  современной средней школе типами акцентуаций характера и разработать, теоретически обосновать и проверить на практике  систему психокорекцийних мероприятий, направленной на формирование у них адекватного “Я-образа”.

В основу нашего исследования было положено предположение о том, что развитие “Я-образа” подростка формируется под воздействием совокупности взаимоувязанных внешних и внутренних факторов и, в частности, характера личности. Наличие  акцентуйованих черт характера подростка обусловливает характеристики “Я-образа”, которые препятствуют успешной деятельности,  адаптации к окружающему социуму, личностному росту. Эффективность психокорекции “Я-образа” акцентуйованих  подростков связана со знанием воспитателями механизмов его становления и их владения методами работы с  акцентуйованими подростками, построенными с учетом действия этих механизмов в образовании качественно нового образа “Я”.  

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены такие задания исследования:

1. Обосновать теоретические подходы к проблеме акцентуаций характера и их специфики в подростковом возрасте.

2. Создать теоретическую модель становления “Я-образа” у подрастающей личности.

3. Обнаружить психологические особенности развития структурных компонентов “Я-образа” подростков из акцентуациями характера.

4. Определить критерии и уровни сформированности “Я-образа” подростков.

5. Разработать и апробировать систему психокорекцийних мероприятий, направленных на оптимизацию развития адекватного уровня  “Я-образа” подростков-акцентуантoв.

<Предыдущая   След.>