IQ тест PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
IQ тест
Страница 2
Страница 3

 

 

Ганс Айзенк - IQ тесты


Книга «Ваш коэффициент умственного развития» довольно долго занимала почетное место во главе списка бестселлеров. Это, пожалуй, подтверждает оправданность предположения, сделанного нами в процессе ее подготовки, а именно — большинство людей интересуется оценкой своего интеллекта, хотят узнать об этом побольше и не прочь на собственном опыте познакомиться с такой вещью, как «тест на оценку интеллектуальных способностей». Кое-кто может пожаловаться, что подобные тесты и без того уже встречаются на каждом шагу, однако они прочно вошли в нашу жизнь, и мы найдем им лучшее применение, если сами разберемся в их достоинствах и недостатках вместо того, чтобы считать их орудием дьявола или неизбежным научным новшеством.

Во вступлении к книге «Ваш коэффициент умственного развития» довольно подробно обсуждалась природа тестов для измерения интеллекта, но большое количество писем, полученное от читателей, указывает на то, что многие вопросы остались без ответа. Вступление к этой книге дает удобную возможность ответить на некоторые из них. Основная часть книги, разумеется, состоит из тестов, в многом сходных с заданиями из предыдущей книги; однако есть и существенные отличия.

Восемь тестов, представленных в книге «Ваш коэффициент умственного развития», иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, читатель, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Первые пять тестов в этой книге довольно похожи и дают общую оценку интеллекта читателя при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.

Для тех читателей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, в книгу включены три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Хотя при решении сборных тестов результаты, показанные одним человеком, меняются в незначительных пределах, можно с большой уверенностью предположить, что при решении специальных тестов тот же самый человек в одном случае покажет отличный результат, в другом случае — плохой, а в третьем — средний или посредственный. Конечно, люди обладают рядом интеллектуальных достоинств и недостатков, гораздо более специфических, чем определяемые этими тремя тестами, но перечисленные способности, пожалуй, важнее других и пользуются наиболее широким распространением. Добавление специальных тестов должно повысить интерес к книге, равно как и дать читателю больше информации о его интеллектуальных способностях, чем он может получить из простого теста на КУР IQ. Коэффициент умственного развития представляет собой среднюю величину, но часто бывает важнее иметь отдельную оценку усредняемых параметров, чем результат усреднения.

Мы также включили в сборник несколько проблем под шутливым названием «разминка для интеллектуалов». Многие читатели в своих письмах говорили о том, что задания в обычных тестах на КУР слишком просты для более или менее точной оценки их блестящих и выдающихся интеллектуальных способностей; нельзя ли добавить что-нибудь более сложное и изощренное? Что ж, мы идем им навстречу и предлагаем нечто более сложное для неторопливых занятий в вечерние часы. Однако по самой своей природе эти задания не могут использоваться для вычисления КУР, поэтому их нельзя рассматривать как тесты для оценки интеллектуальных способностей. Они даются только для развлечения и ради удовольствия найти правильный ответ; попытка перевести результаты в количественное значение КУР не даст результатов. О причинах такого положения вещей мы поговорим позднее.

Теперь обратимся к вопросам, поставленным читателями. Чаще всего они обращаются к проблеме альтернативных ответов. В гневных, печальных, презрительных или поучительных выражениях многие читатели сообщают о том, что некоторые задания имеют альтернативные решения, которые они нашли самостоятельно. Иногда читатели пытаются оценить теоретические принципы, на основе которых можно сделать выбор между разными ответами; другие заявляют, что тесты — это сплошной обман и попытка ввести в заблуждение.

Интересно заметить, что этой проблеме посвящено слишком мало научных работ, хотя она существует с момента изобретения первых тестов для оценки интеллектуальных способностей. Наверное, мы сможем лучше разобраться в происходящем, если сначала рассмотрим вопросы, допускающие несколько альтернативных ответов. Мы можем представить тест для оценки интеллекта двумя способами. Первый способ — представить не только саму задачу, но и ряд альтернативных решений; при этом нетрудно убедиться, что все эти решения, за исключением одного, являются совершенно неправильными. Но даже в этом случае есть определенные предпосылки, о которых обычно не говорят, но которые молчаливо подразумеваются обеими сторонами. Одна из этих предпосылок (и очень важная) заключается в том, что при решении должна использоваться вся информация, которая содержится в условиях задачи, и что решение, полученное таким способом, должно иметь предпочтение перед другими решениями, которые принимают в расчет лишь часть информации. Задания такого рода обычно не вызывают затруднений, если только составитель теста не допустил оплошность или корректор не проглядел ошибку в наборе.

Однако есть другой вид заданий, где испытуемому не предлагают несколько заведомо неверных решений вместе с одним правильным, а дают прийти к решению самостоятельно; это иногда называют «открытым» заданием. Существует несколько степеней «открытости», заканчивая классом задач, для которых существует не одно, а множество правильных решений, и уровень интеллекта испытуемого определяется количеством решений, полученных за определенный промежуток времени.

Давайте возьмем «открытое» задание и посмотрим, на каких принципах оно построено.

Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро он входит в лифт, нажимает нужную кнопку и спускается на первый этаж. Возвращаясь вечером с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на десятый этаж; потом он выходит из лифта и остаток пути поднимается пешком. Почему он не поднимается в лифте сразу на двадцатый этаж?

Вы можете попробовать сами ответить на этот вопрос или преложить его своим знакомым. Вот некоторые из наиболее частых ответов:

«Он делает это как физическое упражнение».

«Он хочет сбросить вес».

«Он навещает друга на десятом этаже».

(Экстраверты иногда заменяют «друга» на «любовницу».)

Все эти и многие другие ответы звучат вполне убедительно; почему же тогда они ошибочны, а верен только один ответ: «Карлик не может дотянуться выше, чем до кнопки десятого этажа»? Дело в том, что в ошибочных эле- ментах не принимаются во внимание все условия задачи: эти ответы могут в равной мере относиться как к карлику, так и к великану. Но решение должно учитывать факт упоминания о карлике — иначе зачем было говорить об этом? Конечно, это не слишком подходящее задание для теста на интеллектуальные способности, но все же можно понять, почему из многих более или менее правильных решений (частично учитывающих условия задачи), только одно фактически считается правильным.

В данном случае вполне очевидно, какая альтернатива является правильным решением, но иногда испытуемые склонны оспаривать точку зрения составителей теста. Давайте рассмотрим другую задачу, на этот раз из категории «найдите лишнее название».

Даны названия пяти городов: Панама, Лондон, Дулут, Кембридж и Эдэль. Каждое из этих названий можно считать лишним по разным критериям оценки. Эдэль — единственный город, расположенный к востоку от Гринвичского меридиана. Панама — единственное название, где гласные последовательно чередуются с согласными. Кембридж — единственный город, имеющий знаменитые университеты с таким названием по обе стороны Атлантики. Дулут — единственный город, название которого заканчивается на букву «т». Можно продолжить рассуждения и выбрать самый северный, южный или западный город, самый многолюдный или малонаселенный. Иными словами, количество признаков, по которым можно выделить и исключить тот или иной город, очень велико. Тем не менее правильный ответ не вызывает сомнений у большинства людей: это Кембридж, потому что в названиях других городов одна гласная буква повторяется несколько раз, а в слове «Кембридж» есть две разные гласные буквы.

Почему это решение «лучше» всех остальных? Можно сказать, что это интуитивно понятно, но такое объяснение мало что объясняет. Сформулируем ответ следующим образом: перед испытуемым поставлена некая задача. Эта задача должна содержать всю информацию, необходимую для ее решения, и человек, который ее составил, очень тщательно подобрал пять слов таким образом, чтобы совместно они указывали на единственно правильный ответ. В любой выборке из пяти городов один будет самым большим, один — самым маленьким, один — самым северным, один — самым южным; одно название будет самым коротким, другое самым длинным и так далее. Найти правильное решение по этим критериям невозможно, так как они подходят к любому произвольному набору городов. Но то обстоятельство, что в четырех названиях из пяти есть лишь одна повторяющаяся гласная, не может быть случайным; такая вероятность меньше одной миллионной, и, следовательно, это было сделано умышленно. Значит, ответ, который мы называем правильным, отличается от остальных в том смысле, что он учитывает некую информацию, которая не учитывается во всех остальных ответах.

В этой связи интересно заметить, что очень сообразительные люди часто знают правильный ответ (он ясен для них с самого начала), но продолжают искать альтернативное решение, чтобы «посрамить» составителя теста. Иными словами, они относятся к решению теста на интеллектуальные способности как к своеобразному гладиаторскому поединку между разумами, из которого они могут выйти победителями лишь в том случае, если найдут альтернативный правильный ответ, упущенный из виду составителем. (К счастью, такое отношение обычно меняется, когда речь идет о чем-то важном для испытуемого — например, о сдаче экзамена. В таких условиях даже самые взыскательные люди удовлетворяются «обычными» правильными ответами, ясно обозначенными в заданиях.)



След.>