Главная arrow Моделирование лица arrow Определение визуальных ориентиров в наклоне головы
Определение визуальных ориентиров в наклоне головы PDF Напечатать Е-мейл

Очевидно, что на восприятие положения бровей, среди прочего, оказывает влияние и наклон головы. Это зависит от воспринимаемого расстояния от бровей до глаз. Чем ближе брови расположены к глазам, тем ниже они кажутся. В этом последнем разделе, посвященном определению визуальных ориентиров, речь пойдет о том, как черты лица кажутся смещенными при изменении перспективы. На рис. 3.17 показано, насколько просто создается такая иллюзия. Мы часто прибегаем к манипулированию перспективой по самым разным поводам, изме- няя положение головы. Так, если мы приходим в ярость, то наклоняем обычно голову вперед, но не потому, что она тяжелая, и не потому, что таким способом мы пытаемся нацелить лоб на предмет нашего негодования, а просто потому, что мы делаем это совершенно бессознательно. Если вы посмотрите на себя в зеркало, наклонив голову и уловив свой взгляд, то сразу же заметите, какой сердитый у вас вид. При этом на вашем лице не пошевелился ни один мускул, а его выражение все равно изменилось и выглядит сердитым. А теперь улыбнитесь, посмотрите на себя в зеркало самодовольным взглядом и наклоните голову вперед. Ваш вид окажется не совсем нормальным и даже отрешенным. Отклоните голову назад, а затем наклоните ее вперед, повторив эти движения несколько раз. Вы будете выглядеть то счастливцем, то безумцем! В результате всех этих экспериментов становится совершенно очевидно, что расстояния, как и складки, могут быть отнесены к важным визуальным ориентирам. В данном случае на выражение лица оказывает заметное влияние расстояние от глаз до бровей. Манипулируя этим расстоянием в перспективе, мы на самом деле манипулируем выражением лица.

Image

 

У каждого выражения лица имеется свой наклон головы

 

Свой наклон головы имеется у каждого выражения лица. Положение головы лишь подчеркивает конкретное выражение лица. Поначалу данное обстоятельство кажется занятным и полезным для работы над персонажами, но чем больше вы над ним задумываетесь, тем больше оно превращается в навязчивую идею. Ведь если имеются собственные наклоны, значит, имеется и бесконечное число неверных способов наклона головы, и здесь легко запутаться. Если образование складок определенно связано с выбором стиля (вместо складок можно подчеркнуть сами формы другим, более карикатурным способом), то наклон головы связан со всеми возможными стилями: от гиперреалистического до рисованного затенения. Так, если голова персонажа похожа на зеленое одноглазое чудовище, рыбу или даже автомашину, то все его тело, по существу, наклоняется как одна голова. Данный принцип пригоден для любого стиля.

 

О значении наклонов

 

Наклоном головы я часто, хотя и не всегда, пользуюсь в качестве метода декоративного оформления синхронизации движения губ, чтобы отвлечь внимание от рта. На значение наклона головы я впервые обратил внимание, просматривая видеокассету с телепрограммой, которая шла в прямом эфире. В каждом кадре, показанном крупным планом, головы людей много двигались во время обычного диалога. При просмотре этого видеоматериала в ускоренном темпе создавалось жуткое впечатление, будто они ломают себе шею. На самом же деле, для того чтобы произнести предложение от начала и до конца, обычно требуется один или два наклона головы. Если люди соглашаются друг с другом, они не кивают благосклонно головой в конце предложения или в тот момент, когда произносят слово “да”, — они делают это до, в течение или после того, как услышат предложение, положительно реагируя на него.

 

Преимущества дополнительной анимации головы

 

Замечательная особенность наклона головы во время диалога заключается в том, что он оживляет анимацию остального тела персонажа. В анимации между позами — метода, заимствованного из классической мультипликации, — персонажи принимают во время исполнения ключевые позы в сцене и, по существу, сохраняют их. В промежутках между позами возможны незначительные движения, например, плавные движения рук, когда персонаж подыскивает слово, готовится занять другую позу или упреждает ее, но в основном позы меняются и сохраняются одна за другой. Еще одно преимущество анимации наклонов головы во время диалога состоит в том, что люди, так или иначе, направляют свой взгляд на головы или глаза собеседников, и если оживить этот участок, то выражения лица можно задержать подольше, а следовательно, произвести более сильное впечатление, а для аниматора, экономящего время, это означает также некоторую экономию труда. Как упоминалось выше, все подобные движения головы отвлекают внимание от рта, поскольку если он не находится неподвижно на одном месте, то очень трудно уловить недостатки в его анимации. Такой подход может показаться чем-то вроде трусливого компромисса, но на самом это не так. Хотя бы потому, что скрупулезная анимация рта столь же бессмысленна, как и анимация внутренностей персонажа ради реализма. Если можно упростить анимацию не в ущерб ее качеству, то это следует непременно сделать. И в этом отношении очень полезными оказываются наклоны головы.

 

Наклоны головы под музыку

 

Я лично предпочитаю выполнять анимацию наклонов головы под музыку. Напевая музыку с закрытым ртом, я имитирую голосовое исполнение персонажа, как бы повторяя про себя интонации его голоса. Разумеется, я не делаю это на людях, тем не менее такой способ оказывается вполне работоспособным. Высокие и низкие тона музыки совершенно естественно ассоциируются с наклонами головы. Высокий тон соответствует поднятию головы вверх, а низкий тон — наклону головы вниз. Когда же речь произносится монотонно, то высокие и низкие тона перемежаются в предложении. Такой способ необыкновенно эффективен и прост.

<Предыдущая