Главная arrow Отрасли психологии arrow Психокорекция arrow Индивидуальная психокоррекция
Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Индивидуальная психокоррекция PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Индивидуальная психокоррекция
Страница 2

 

 

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, облада­ющим высоким уровнем интеллектуального развития и спо­собным самостоятельно справиться со своими психологи­ческими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает кли­ент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и поче­му он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воз­действия обычно применяется по отношению к маловнушаемой личности.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гиб­кости, спонтанности и мужества. Личностный рост предпо­лагает реалистичное отношение к себе, постоянную откры­тость новому опыту, готовность внутренне изменяться, ис­следовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

когда проблемы клиента индивидуального, а не меж­личностного характера;

когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

когда применяются достаточно сильные методы пси­хологического воздействия и клиента необходимо постоян­но держать под наблюдением и контролем;

когда у клиента выявлена сильная тревожность;

когда выявлена сильная заторможенность;

при неуверенности в себе;

при необоснованных страхах;

при проблемах недостаточного осознания самого себя;

при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиен­ту требуется групповая работа, но он категорически отка­зывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуаль­ную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в группо­вую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень ин­теллектуального или морального развития и т.п. При силь­нодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоци­ональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бес­сознательно мешать работать другим участникам группы.

И, наконец, он может не понимать, что от него требует­ся или вести себя в группе недостаточно культурно, шоки­руя других и выводя их из равновесия. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуаль­ного развития, то по отношению к нему целесообразно ис­пользовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется сле­дующими приемами.

Выясняет собственное отношение клиента к беспокоя­щим его психологическим и поведенческим проблемам, ус­танавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убе­дить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, фак­ты и нужную логику доказательства.

Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психо­логу, как правило, соглашается на это и выражает готов­ность признать правоту психолога.

Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следо­вать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд ча­стных вопросов и последовательно добивается согласия кли­ента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет полу­чить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал со­гласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического по­глаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом не­сколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент

 первоначально готов был ответить «нет», но под воздей­ствием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой сторо­ны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нуж­ного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчеза­ет быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психо­лога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то от­влечены. Наилучшим условием для внушения является си­туация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имею­щие соответствующее образование и профессионально вла­деющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздей­ствия занимает психологическое консультирование. Задача пси­хологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего рассмат­ривают как специальную область деятельности практичес­кого психолога. Существуют особые правила и техника ве­дения психологического консультирования.



След.>