Главная arrow Отрасли психологии arrow Психокорекция arrow Психологические особенности индивидуальной психокоррекции
Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Психологические особенности индивидуальной психокоррекции PDF Напечатать Е-мейл

Индивидуально-психологическая коррекция — это обо­снованное воздействие психолога на дискретные характери­стики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова). Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представ­лением психолога о содержании своей коррекционной ра­боты. Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отноше­ния к ситуации.

 Клиенты могут хотеть: изменить ситуацию; изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; выйти из ситуации; найти новые способы жить в ситуации. Конечные задачи психокоррекционной работы состоят в достижении изменений в трех основных сферах: когнитив­ной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень измене­ний в этих трех сферах различна при индивидуальной и грунтовой формах психокоррекции. При индивидуальной психокоррекции общение ограничивается диадой «клиент — психолог». Инструментом воздействия в этом случае являет­ся психолог, что ограничивает диапазон реального эмоцио­нального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. При груп­повой форме коррекции инструментом воздействия высту­пает психокоррекционная группа. При этом складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, ре­ального поведения, в которую включены клиенты с широ­ким диапазоном различных отношений, установок, эмоци­ональных и поведенческих реакций. Благодаря этим особен­ностям акцент в индивидуальной работе переносится на сферу интеллектуального осознания, а непосредственная работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами может ог­раничиваться взаимоотношениями «психолог — клиент». Учи­тывая специфику индивидуальной психокоррекции, мож­но сформулировать конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

1. Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект). Если в групповой психокоррекции ведущей явля­ется интеракционная ориентация, то в индивидуальной — биографическая. Поэтому индивидуальная психокоррекция в большей степени ориентирована на генетическое осозна­ние. Во время индивидуальной коррекционной работы на основании анализа своей биографии клиент может:

осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

осознать неконструктивный характер ряда своих отно­шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

осознать связь между различными психогенными фак­торами и соматическими расстройствами;

осознать меру своего участия в возникновении конфт, ликтных и психотравмирующих ситуаций;

осознать глубокие причины своих переживаний и спо­собах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.

 2. Эмоциональная сфера. В индивидуальной психокор­рекции психолог имеет дело как с «живыми» эмоциями клиента, так и с их «отражением», поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. В процессе психокоррекции клиент может:

получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;

научиться понимать и вербализовать свои чувства;

испытывать более искренние чувства к самому себе; раскрыть свои проблемы с соответствующими им пережи­ваниями (часто скрытыми от самого себя);

модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

3. Поведенческая сфера. В результате проведенной коррекционной работы клиент может научиться корректиро­вать свои неадекватные реакции и овладеть новыми форма­ми поведения.

<Предыдущая   След.>