Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Рекомендуем воспользоваться услугами клоунов Киев которые создадут яркое и радостное торжество.
Инженерная психология PDF Напечатать Е-мейл

Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая исследует информационное взаимодействие между человеком и машиной, его процессы и средства, а также деятельность в системе «человек-машина», взаимодействие между человеком и разными техническими составляющими (устройствами). Этот вид дисциплины возник в результате научно-технического прогресса, преобразовавшего структуру производства и труда, важнейшими элементами которого стали процессы восприятия, обработки и переработки оперативной информации, а также принятие конструктивных решений в условиях ограниченного времени и т.п. Основная цель инженерной психологии - исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком, производимых при проектировании технических устройств и управлении ими.

Основные проблемы инженерной психологии это: 1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими системами, в особенности ПК; 2) исследование совместной деятельности операторов автоматизированных машин, процессов общения, информационного взаимодействия между ними др.; 3) анализ психологической структуры деятельности человека в условиях автоматизации, его особенностей, психофизиологических и психологических аспектов в данной среде; 4) исследование факторов, которые влияют на эффективность, качество, приспособленность, точность, выдержку, скорость, надежность действий человека; 5) исследование процессов приема и передачи человеком информации, изучение сенсорики человека; 6) анализ процессов переработки и хранения информации человеком, принятия им решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком; 8) разработка, использование методов психодиагностики, отбор специалистов соответствующего профиля, обучения их и расстановки кадров; 9) анализ и оптимизации процессов обучения операторов; 10) инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной организации процессов труда.

В ходе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения человека как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического подхода – к антропоцентрическому подходу.

Что касается прошлого, то в 50-е гг. основной предмет исследований психологии инженерной составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. - процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации.

Сегодня исследуются сложные процессы взаимной адаптации человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников со сложными аномалиями зрения. Внедрение научных результатов инженерной психологии в практику труда и производства в целом производится путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест специалистов, сопутствующих пультов управления, средств, а также систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов организации таких систем: быстрота, оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и пр.

Инженерная психология выделяет: 1) внешние факторы сложности деятельности; 2) психологические факторы сложности – характеристики субъективного образа, концептуальной модели управляемого объекта; 3) психологические критерии сложности - показатели эффективности, качества, надежности, напряженности труда человека.

Для выявления и количественной оценки психологических факторов деятельности человека-оператора применяется комплекс методов, разработанных в разных отраслях теоретической и прикладной психологии: методы алгоритмизации, построения обобщенных блочных структур; выделение операций и действий; регистрация психофизиологических показателей и моторных компонент; наблюдение, самоотчет, интервью, и пр. Введение психологических факторов сложности позволило преодолеть ограниченность представления человека-оператора как «черного ящика», которое перешло в инженерную психологию из кибернетики и господствовавшего в прошлом бихевиоризма (отрасль психологии).

В инженерной психологии отечественного статуса сформулированы соответствующие концепции. Такие как: активность оператора; включения; системы психологической деятельности; алгоритмических и идеализованных структур; взаимодействия; многоуровневой взаимной адаптации человека с одной стороны и машины – с другой; трансформационной теории обучения; психологических факторов сложности, и другие.

<Предыдущая