Современные представления о неврозах PDF Напечатать Е-мейл
Оглавление статей
Современные представления о неврозах
Страница 2

 

В последние десятилетия возрастает заболеваемость невро­зами, причем наблюдается это увеличение преимущественно за счет лиц молодого возраста (Десятников В.Ф., 1974; Красин Е.Д, Положий Б.С, Крюков Е.А., 1982).

При исследовании в Нью-Йорке более 1500 жителей у 36,3% были обнаружены симптомы невротических расстройств, у 21,8% -умеренно выраженные невротические симптомы, у 23,4% - симптомы, затрудняющие адаптацию. По данным с соавт. (1966), заболеваемость неврозами (по материалам репрезентативной выбор­ки) составляет 52 чел, на 1000. По выборочным данным обращае­мости, диспансеризации и госпитализации (Морозова Т.Г., Лукачер Г.Я., 1970) неврозы в общей структуре неврологических забо­леваний составляют 18,2%. Вопросы распространенности погранич­ных заболеваний исследовались многими авторами (Ушаков Г.К., 1978; Киселев А.С, Введенская Т.О., 1979; Петраков Б.Д. и др., 1987;). А.Д.Гройсман (1982), проводя исследования студентов для определения состояния здоровья пу­тем опроса, обнаружил, что 22% из них отмечают явления утомле­ния, у 18% встречаются невротические и другие пограничные со­стояния, 60% обследуемых не отмечали никаких отклонений. Из наиболее частых симптомов при исследовании здоровых лиц (Пивень Б.Н., 1980) отмечались следующие: головная боль - 91%, раздражительность - 60%, повышенная сонливость - 54%, снижен­ное настроение - 58%.

Анализируя эти и подобные исследования, которые проводились в разных странах, С.Б.Семичов (1987) пришел к выводу, что лица свободные от каких-либо симптомов составляют не более 35% по­пуляции. Но все же, несмотря на значительную распространенность невротической симптоматики, 57% носителей ее не нуждаются в психиатрической помощи (Нагпег, 1976). Приведенные данные говорят сами за себя: возникает необходимость дальнейших раз­работок по разграничению нормы и патологии, развитию представ­лений о патогенетических механизмах неврозов.

История развития науки, особенно социальных наук, подоб­на океану, В этом безбрежном пространстве появляются одни идеи, предаются забвению другие, новые представления сменяют старые, происходит поступательное движение вперед. В психологии это движение связано с исследованием личности и ее микросоциума, поскольку это звено определяет успешность взаимодействия обще­ства в целом. Психология на современном этапе все больше прев­ращается в науку о формировании индивида как личности, которая должна освоить опыт предшествующих поколений и включиться в си­стему отношений, активно воздействуя на них.

Роет заболеваемости неврозами и их распространенности приводит к возрастанию их социально-экономической значимости и необходимости дальнейшей разработки проблемы неврозов, углубле- ; ния наших знаний об этиопатогенезе неврозов для создания лечеб­ных психотерапевтических и психокоррекционных индивидуальных программ.      

Рассматривая историю учения о неврозах, необходимо отметить, что в понимание невроза каждый автор вносит свое видение невротического состояния и невротического процесса. Невроз в настоящий момент рассматривается не только как состояние, но и как процесс, в механизмах которого взаимодействует осознаваемое и неосознанное, биологическое и социальное, нейродинамическое и личностное. Взаимодействие этих компонентов определяет подходы к их терапии (Ташлыков В.А., 1986). Невроз - это преходящее или хроническое непсихотическое расст­ройство, характеризующееся в основном тревогой, которая выра­жается либо напрямую, либо опосредовано через механизмы защи­ты. Клинически невроз может быть выражен в таких симптомах как навязчивость, фобия, сексуальные расстройства и др.

Учение о неврозах претерпевало естественные изменения в ходе своего развития. Можно выделить три основных направле­ния, по которым шло изучение неврозов: биологически-ориентиро­ванное, психологически-ориентированное и социально-направлен­ное.

Биологическое направление уделяет основное внимание не­коему специфическому состоянию головного мозга, которое обо­значается как "органическая почва", т.е. предполагается, что субъективные жалобы больного неврозом и его функциональные расстройства являются следствием органических нарушений, которые несомненно лежат в основе невротического состояния. Последователи этого направления учитывали роль таких факторов как наследственность, конституциональная предрасположенность, беременность, роды, перенесенные заболе­вания (Эпштейн А.Д., 1927).

Важным этапом развития этого направления явилось созда­ние физиологической концепции, в основе которой лежало учение И.П.Павлова (1949,1952-1954). Невроз (в формулировке И.П.Павлова, 1951) - это патологическое состояние высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением раздражительного и тормозного процессов или столкновение их в результате неблаго­приятных влияний на психику трудных жизненных ситуаций. И.П. Павлов с помощью патофизиологических интерпретаций пытался анализировать невротическое состояние. Именно этот подход поз­волил впоследствии помочь пониманию некоторых патодинамических структур, которые имели в основе своей конфликтные ситуации, пережитые больным в детстве (Иванов-Ойоленский А.Г., 1974). Значимость этого направления для дальнейшего понимания приро­ды невротического состояния несомненна.

Психологически-ориентированное направление признавало­ роль в возникновении неврозов психических факторов. Невроз в трудах этих авторов определялся как болезнь, основанная на самовнушении, где психика играет доминирующую роль. Теории этого направления учитывают главенствующую роль психологиче­ских факторов, таких как преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуа­ции, их актуальность и длительность.

Наиболее известной в рамках этого направления является психоаналитическая теория, основоположником которой был Ргеий (1911,1923). Психоанализ утверждает, что невроз базируется на невротическом конфликте. Невротический конфликт - это бессозна­тельный конфликт между побуждением "ид", стремящегося к разряд­ке защитой "эго", отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Классический психоанализ рассматривает конф­ликт как наиболее значимое звено в возникновении невроза. Конф­ликт может быть между инстинктивными влечениями и внешней реаль­ностью или внутренней необходимостью "суперэго" играет сложную роль в невротическом конфликте, так как может выступать и на стороне "эго", и на стороне «ид». Это та инстанция, которая делает инстинктивное побуждение запретным для "эго". Именно "еуперэго" заставляет пациента чувствовать себя виноватым за символическую и искаженную разрядку. Пациент, подавленный ви­ной, загнан в ситуацию болезни. Это учение, являясь основой дальнейших психоаналитических теорий, в то же время имело ряд недостатков, в связи с чем подвергалось критике со стороны учеников и последователей.

Большой вклад в дальнейшее развитие психоанализа внес первый психоаналитик в Германии и один из после­дователей теории З.Ргеий . Он более всего известен толковани­ем психоаналитических перспектив и разработкой фрейдовских ста­дий психосексуального развития. Психолог связывал психо­сексуальные стадии со специфическими синдромами. Например, обсессивный невроз - это результат фиксации анально-садистической стадии, а депрессия является результатом оральной стадии.

Другой последователь З.Ргеий  и один из лучших его учеников А. Айхет отошел от первоначальной сексуальной теории неврозов. В адлеровском взгляде на невроз более важна агрессия и ее проявления. Другой известный учений з.Ргеиа продолжавший путь психоаналитика, также не разделял взглядов учителя на преувеличенное значение инфантильной сексуальности. Ему принадлежит описание двух типов организации лич­ности: интроверсия и экстраверсия. Фокус внимания интровертов -       это эмоции, интуиция, мысли, ощущения. Фокус внимания экстравертов – взгляд во внешний мир, а также другие люди и окружающие его материальные вещи. 

Известный американские психиатры так определяют невроз - это состояние, вызванное страхом и защитой от страха, а имеющиеся личностные особенности индивида можно рассматривать как результат взаимодействия личности и окруже­ния. Ее теория описывает индивида как часть целого окружающе­го его мира. Психологи предложили три концепции личности: актуальная личность,- включающая сумму всего пережитого опыта; реальная личность - здоровая гармоничная личность; идеализиро­ванная личность - невротическое представление или преувеличен­ный образ себя, который личность чувствует. Психотерапевтиче­ский процесс представляет движение к самореализации.

Третье направление, оказавшее влияние на развитие учения о неврозах, - социальное. В этом аспекте рассматриваются и учи­тываются такие социальные факторы как родительская семья, об­разование, условия воспитания, профессия, окружение. Началом  этого направления можно считать работы 1947 г. Он определяет невроз как результат конфликта между внутренни­ми человеческими потребностями и внешней социальной средой. При этом основной механизм, который вызывает невротическое со­стояние - это чувство вины. Чувство вины является следствием невозможности реализации внутренних потенций, которое вместе со страхом одиночества заставляет человека уходить от свободы и побуждает к принятию социальных норм, для того чтобы быть принятым в обществе. Психотерапевтический процесс включает уси­ление личностного переживания по отношению к окружающим и раз­витие продуктивной любви, которая характеризуется заботой, ответственностью и уважением к другим людям, социогенетическом направлении само определение невроза трансформировалось в определение "социозы", в котором отражает­ся социальный генезис патологии. В рамках этого нацравления представлены также концепции экзистенциальной и гуманистиче ской психологии.



След.>