Главная arrow Отрасли психологии arrow Этика и мораль arrow Аспекты этической теории
Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Аспекты этической теории PDF Напечатать Е-мейл

Аспекты этической теории

При анализе любой этической теории необходимо рассматривать ее аспекты. Каковы ее статус и основания? К какому авторитету она апеллирует? При рассмотрении этого аспекта этической теории следует обратиться к таким вопросам: что предлагает нам данная теория — разумный практический совет относительно поведения, или она претендует на нечто большее? Например, на то, чтобы предписывать нормы поведения и заповеди, которым мы должны подчиняться? В таком случае возникает следующий вопрос: на чем, согласно данной теории, основывается этика? На личном выборе моральных стандартов, который совершает каждый индивид? На едином мнении, существующем в данном обществе? На природе и эволюции? На государственных законах? Или, может быть, на характере и заповедях Бога? На каком фундаменте данная этическая система основывает свой авторитет? Какова высшая цель этической системы? Какие общие принципы (или какой общий принцип) она полагает для достижения этой цели?

Некоторые древнегреческие философы считали, что цель человеческой жизни — высшее благо. Аристотель говорил, что такой целью должно быть счастье. Для него как мыслителя высшее благо состояло в теоретических изысканиях. Для достижения высшего блага человек должен жить жизнью благородного господина, которого обслуживают рабы, обязанные выполнять за него обычные хозяйственные дела. Стоики считали высшим благом жизнь в соответствии со всеобщим Разумом, пронизывающим Вселенную. Эпикурейцы называли высшим благом удовольствие, Платон видел его в созерцании Блага. Марксисты ставили своей целью достижение коммунистического рая. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы, анализируя любую этическую теорию, выявлять полагаемое ею высшее благо, или цель, на которые должны быть направлены все наши усилия, а также общие принципы, следование которым обеспечит достижение этой цели. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поведе ния человека в его обыденной жизни? Удовлетворится ли данная теория каким-нибудь общим правилом, вроде: «Следует вести себя наилучшим образом в любой жизненной ситуации», или она устанавливает конкретные правила, которые нужно соблюдать в отношениях с любимым человеком — в период ухаживания и жизни в браке; в отношениях с коллегами по работе, работниками социальной сферы, медиками, политиками, а также в экономических отношениях, связанных с вопросами собственности и социальной защиты? Какие рекомендации дает данная теория для приложения ее общих принципов или конкретных правил в реальных сложных жизненных ситуациях? Во многих ситуациях принятие решения не составляет особого труда (хотя иногда выполнение того или иного решения оказывается очень сложным). Можно ли списывать во время экзаменов? Честному человеку ответ на этот вопрос кажется очевидным. Можно ли украсть кошелек у своего одноклассника? Наверное, можно было бы, но нужно ли это делать? Правило «Не укради!» совершенно однозначно. Вместе с тем все мы, конечно, верим в честность и справедливость. Но когда дело доходит до конкретных ситуаций, не всегда легко определить, какое решение будет справедливым. Как в этом случае знание статуса и оснований этической теории, ее общих принципов и конкретных правил может помочь в принятии правильного решения? Для иллюстрации эффективности выделения четырех указанных выше аспектов этической теории обратимся к примерам из медицинской этики. Во многих странах на протяжении столетий каждый врач, приступая к своему труду, дает так называемую клятву Гиппократа. В этой клятве ничего не говорится о применении каких-то конкретных лекарств или способов лечения. Ее цель в том, чтобы начинающий врач осознал необходимость следования этическим нормам практической медицины.

Рассмотрим содержание этой клятвы в соответствии с нашей четырехаспектной схемой. 1.Статус и авторитет медицинской этики при анализе клятвы Гиппократа следует отметить, прежде всего, что человек, посвящаемый в медики, призывает Бога или богов, которые должны засвидетельствовать его обещание соблюдать медицинскую этику, содержащуюся в клятве. Кроме того, он призывает Бога или богов наказать его в случае нарушения клятвы. Совершенно очевидно, что основанием и авторитетом, стоящим за медицинской этикой, является Бог или боги. 2.Общий принцип и цель медицинской этики Жизнь пациента — главная ценность. Деятельность врача должна быть направлена на сохранение жизни пациента и его лечение. 3.Конкретные правила медицинской этики Врач не может использовать свои знания и умения для того, чтобы навредить человеку или вызвать его смерть; врач не должен злоупотреблять доверием своих пациентов и сообщать подробности, касающиеся состояния их здоровья, посторонним. 4.Связь между основаниями, общими принципами и целью медицинской этики, с одной стороны, и конкретными правилами принятия практических решений — с другой.

<Предыдущая   След.>