Главная
Поиск
Карта сайта
Афоризмы
Этика и мораль
Графология
Парапсихология
Конфликтология
Психика и болезни
Нумерология
Психологические тесты
Физиогномика
Характерология
Хиромантия
Язык телодвижений
Отрасли психологии
Знаменитые психологи
Моделирование лица
Партнеры
Психолог онлайн
Психофизиология
Изучения различий
Темперамент и личность
Нервная система
Индивидуальность
Способности человека
Деятельность человека
Психологическая защита
Методики изучения
Словарь терминов



Как развивать свой дух? PDF Напечатать Е-мейл

Как развивать свой дух?

Как должно взрослому светскому человеку заботиться о развитии духа?

Ваш вопрос - не на одну книгу и, конечно, целиком я на него даже не попытаюсь ответить, довольно будет уже и попытки оглядеть объем... Хороший повод для освежения понятий "духовность", "дух", "духовное развитие". Как и все ходовые понятия, и эти тоже обесцветились, поизносились, зашаблонились, обездумились. А следовательно - потеряли дух, если не испустили совсем...

Вы называете себя человеком светским, как я понял, не в значении причастности к светским развлечениям или тому, что именуется светскостью в отличие от затворничества, а в значении нецерковности или даже нерелигиозности, атеизма.

Надо, значит, определиться, что же такое дух для человека нерелигиозного, неверующего. Есть ли у такого человека причастность к духовной жизни, или, как полагают ревнители многих религий, духовность - прерогатива только тех, кто верует, молится, совершает религиозные обряды, живет по канонам религиозной конфессии? Есть, впрочем, и верующие люди, среди христиан, в частности, которые убеждены, что и у неверующих есть своя духовная жизнь, возможно, не менее насыщенная и высокая, чем у верующих, только в других формах.

Такое расширенное понимание духовности было свойственно Александру Меню, я в этом убедился при непосредственном общении с ним. "Дух дышит, где хочет", - любил он повторять слова Христа.

Хотя при этом отец Александр все-таки был убежден, что вера в Бога и воцерковление - если не единственный, то самый прямой путь духовного развития и спасения души.

Как "должно", вы спрашиваете, и мне хочется сразу же отвергнуть такую постановку вопроса, сразу ощущаю сопротивление слову <должно> и навязыванию роли ментора, ведающего, как должно... Всю жизнь ищу ответ на ваш вопрос, но не в термине "должно", а - "можно". И в поисках ответа перебираю в памяти имена тех, кто уже показал это собственной жизнью - показал, как МОЖНО. Всех таких людей не перечислить. Их, хочется сказать - слава Богу - много, безмерно разных. Искатели истины, подвижники, гуманисты. Врачи, учителя, художники, писатели и поэты, изобретатели...

С кого начать список? С кого-то из древних?

Быть может, с Сократа? С царя Соломона? С императора Марка Аврелия?

С гиганта духа Сенеки, воспитателя отморозка Нерона?..

Великий ученик великого Сократа Платон определял духовное развитие как ступени постижения прекрасного, оно же и постижение таинства любви - "эротическое развитие". "Эротическое", конечно, не в смысле сексуальное, но и в том числе. Настройка души по божественному камертону...

Пойдемте, пожалуй, поближе к нам. Вот Федор Гааз - "святой доктор", немец по происхождению, служивший в России тюремным врачом.

Излагать здесь его биографию невозможно, а как хочется, потому что эта жизнь - просто идеальный образец того, как человек выстроил свою жизнь по духу после того, как, по словам русского адвоката А. Ф. Кони, "столкнувшись со страшным миром тюрем и пересылок, испытал сильнейшее потрясение и навсегда перестал жить для себя".

Пожалуйста, почитайте о нем все, что только возможно. Его жизнь должен знать каждый ребенок. На могиле доктора Гааза на Введенском кладбище в Москве начертаны три слова, которые заключают в себе, наверное, весь ответ, который мы ищем: "Спешите делать добро". Это его слова. В точности по ним поступила, не зная их, в XX веке и мать Тереза. Благополучная директриса католической школы для девочек однажды купила на рынке дешевое сари и с двумя рупиями в кармане растворилась в трущобах Калькутты...

Вот Лев Толстой, преданный церковной анафеме, до сих пор не снятой. Можно ли сказать, что Толстой был "светским человеком"? Да, я сказал бы так, хотя он был верующим, христианином - но христианином по своему собственному понятию. Как Толстой развивал свой дух? Размышлением и писаниями, физическим трудом, деланием добрых дел, чтением, музыкой и другими искусствами, общением с людьми, общением с природой, молитвой... Это еще не все. Главное: общением с самим собой, с сокровенным в себе. К этому и призывал путников, взыскующих духа.

Вот Андрей Дмитриевич Сахаров. "Светским" ли он был человеком? Вот что он сам говорит о своем религиозном чувстве:

"В памяти моей живы воспоминания о посещениях церкви в детстве - церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие огоньки свечей, темные лики святых. Я помню какое-то особенно радостное и светлое настроение моих родных - бабушки, мамы - при возвращении из церкви после причастия. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются главным образом обрядовостью и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным".

Вспомнилась на этих последних словах работа Виктора Франкла "Бессознательный Бог внутри нас"... Сахаров почуял этого Бога сознанием и ввел в диалог со своей критической мыслью. У кого повернется язык назвать Сахарова человеком недуховным или с неразвитым духом? По-моему, это один из чистейших образчиков и апостолов духа в наше духовно-шизофреническое время. Заботился ли Сахаров о развитии своего духа специально? Полагаю, что нет. Скорее, дух заботился о его развитии. А Андрей Дмитриевич просто работал, был честным и не щадил себя. Открытое сознание и открытая душа.

Вот, может быть, и ответ. Специально заботиться о развитии духа не надо, а стоит только позволять Духу заботиться о нашем развитии, Духу в лице любой из своих ипостасей. Для кого-то это художник Боттичелли, для кого-то писатель Толстой, для кого-то поэт Пушкин, для кого-то иконописец Андрей Рублев, для кого-то церковное пение, для кого-то - походы в горы, для кого-то изучение древних языков, для кого-то - добровольческая работа в хосписе, а кому-то я мог бы сказать: слушайте Баха - и этого довольно...

 

Владимир Леви

<Предыдущая   След.>